Процесс познания: понятие и структура

Человеку в жизни необходимы разнообразные знания. Они обес­печивают его нормальную жизнедеятельность. Знания разнообразны по своему характеру и содержанию (рис. 12).

Новые знания человек получает в результате специальной дея­тельности. Познание — это процесс отражения объективной реаль­ности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об окружающем мире.

Процесс познания имеет свою структуру:

  1. Субъект познания — активно действующий индивид, соци­альная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания — то, на что направлена познавательная актив­ность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, живот­ное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (ре­ально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория).
  3. Цель познания — образ желаемого результата познаватель­ного процесса, то, ради чего осуществляется познавательная деятельность. Может быть связана с удовлетворением самых разнообразных потребностей (физиологических — поисков но­вых способов получения продуктов питания, престижных — по­ступление в вуз, идеальных — совершение научного открытия или изобретения).
  1. Средства познания — приспособления, с помощью которых осу­ществляется познавательный процесс (измерительные приборы, микроскопы, лабораторное оборудование).
  2. Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой фор­ме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Виды знаний:

^ Заблуждение — знание, не соответствующее реальному объек­ту, но принимаемое за истину.

^ Ложь — сознательное искажение образа объекта.

^ Житейское — основано на здравом смысле, формируется в ре­зультате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.

^ Практическое — основой является деятельность людей по реа­лизации потребностей.

^ Художественное — строится на образе, характеризуется эмо­циональностью, субъективностью.

^ Научное — характеризуется стремлением к объективности, си­стемностью, логичностью, существует в форме понятий и ка­тегорий, общих принципов, законов, теорий.

^ Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.

^ Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто ос­новано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Если объектом познания является сама познающая себя лич­ность, то происходит процесс самопознания. Он представляет собой и познание себя, и формирование определённого отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т.е. самооценку. Про­цесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией.

Предложения интернет-магазинов