Религия и общество

Религия представляет собой сложное образова­ние. В ее структуре, формирование которой завер­шилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:

  • религиозное сознание;
  • религиозный культ;
  • религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержани­ем религиозной идеологии и религиозной психологии является прежде всего вера в сверхъестественное.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей рели­гиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религи­озное мировоззрение верующих.

Религиозная идеология — это система религи­озных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице про­фессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в состав религиоз­ной идеологии входят теология, различные религиоз­но-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной идеологии — те­ология (от греч. теос — бог, логос — учение), или богословие. Она включает систему богословских дис­циплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологи­ческих систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качества и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуаль­ных предписаний данной религии.

Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека.

Ранняя религиозная философия способствовала формированию религиозной догматики, а современ­ная выполняет по преимуществу апологетические задачи.

Социальные теории —это систематизированное или несистематизированное изложение позиций той или иной религии в отношении проблем собствен­ности, классов, классовой борьбы, революции, госу­дарства. Католицизм, как правило, формирует свои социальные представления в энцикликах (посланиях римских пап духовенству и верующим).

Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мисти­ческими представлениями: обряды, таинства, ри­туалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные пред­меты — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посеще­ние религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных пред­писаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение.

Культ способствует укреплению вероисповедно­го единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверую­щими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традиция­ми. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек.

Существенную роль в функционировании рели­гии играют религиозные организации, представля­ющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных ор­ганизаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целост­ности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.

Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятель­ность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации рели­гиозной жизни был связан с появлением монотеисти­ческих религий. Возникает церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Цер­ковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархи­ческий принцип управления, деление на клир, т.е. получивших специальную подготовку профессио­нальных служителей культа, и мирян.

Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, пред­ставляют собой организации в виде различных сект. Секту характеризует ряд устойчивых отличительных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность.

На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь или промежуточную орга­низацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация».

Предложения интернет-магазинов