Религия — форма культуры и тип мировоззрения. Классификация религий

Религия — особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и пра­вил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религия — древнейшая форма культуры.

Причины возникновения религии:

  1. Бессилие и страх человека перед силами природы.
  2. Отсутствие знаний для объяснения явлений природы.
  3. Попытка человека повлиять на природу, других людей.

Рис. 19. Элементы религии

Ранние формы религиозных верований.

Магия — вера в существование сверхъестественных связей и от­ношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определённой разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.

Фетишизм — вера в наличие сверхъестественных свойств у неоду­шевлённых предметов (амулеты, талисманы, знаки Зодиака).

Тотемизм — вера в существование родства между животным или растением и человеческим родом. Тотемному животному не покло­нялись, но на него запрещалось охотиться, его мясо не употребляли в пищу, т. к. считали его прародителем, помогающим своим потомкам.

Анимизм — вера в духов и души, существующих в предметах и не­зависимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.).

В период формирования наций появились национально-государ­ственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм у евреев, синтаизм у японцев, индуизм у индийцев.

Возникновение многонациональных империй в результате за­воеваний способствовало появлению мировых религий: буддизма; христианства (католицизм, православие, протестантизм), ислама.

Мировые религии

Таблица 14

БУДДИЗМ

Время и место возник­новения и распростра­нения Бенарес, п-в Индостан, VI-V вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония

Религиозная община — сангха

Имя пророка, название священной книги Будда (просветлёенный) Типитака
Основные идеи религии 1.       Жизнь — это страдания, причиной их являются стра­сти и желания людей. Чтобы избавиться от страда­ний, нужно отказаться от желаний.

2.        Идея переселения душ.

3.        Нужно стремиться к нирване.

 

ХРИСТИАНСТВО

Время и место возник­новения и распростра­нения Палестина, I в.н. э. Распространение по всему миру Религиозная организация — церковь: православие, ка­толицизм, протестантизм
Имя пророка, название священной книги Иисус Христос (мессия, помазанник) Библия
Основные идеи религии 1.       Идея монотеизма — Бог един, выступает в трёх ли­цах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.

2.        Идея мессианства: Христос послан Богом для спа­сения людей.

3.        Идея конца света — гибель мира в результате боже­ственного вмешательства.

 

ИСЛАМ

Время и место возник­новения и распростра­нения Хиджаз, Арабский халифат, VII в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Се­верная Африка, Северный Кавказ, Закавказье Религиозная община — умма
Имя пророка, название священной книги Мухаммед (Магомет) Коран

Основные идеи религии

  1. Строгий монотеизм. Есть один Бог — Аллах — все­знающий и всемогущий. Он сотворил мир и управ­ляет им.
  2. Мухаммед — его посланник.
  3. Каждому Аллах уготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха.
  4. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые.
  5. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуе­мый, язычник.
  6. Идея конца света и наступления Судного дня.

Функции религии в жизни современного общества:

^ мировоззренческая: создаёт религиозную картину мира;

^ компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость,

бессилие людей;

^ религиозного утешения: страдания — дорога в рай;

^ нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая запо­веди, предписания, обязательные для верующих;

^ способствует развитию культуры общества — письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;

^ объединяет общество или какие-то большие социальные группы;

^ является способом освящения и укрепления власти.

Предложения интернет-магазинов