Роль науки в жизни общества

Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество осо­бенно ясно осознаёт место и значимость науки в своей жизни. В со­временном обществе всё большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, полу­чению новых данных об окружающем мире, созданию новых техно­логий производства материальных благ.

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгля­ды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно логической форме и основанные на данных научных ис­следований.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

  • познавательно объяснительная: наука призвана познать и объ­яснить устройство мира и законы его развития;
  • мировоззренческая: наука помогает человеку не только объ­яснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в це­лостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение;
  • прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнози­ровать последствия таких изменений. При помощи научных моделей учёные могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению;
  • социальная — социальное прогнозирование, управление и раз­витие общественных процессов;
  • производственная — нанотехнологии, генно-модифицирован- ные продукты, синтетические материалы и т.д.

Современными учёными разработано несколько моделей разви­тия научного знания.

Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.

Вторая — модель развития науки через научные революции. Со­гласно этой концепции любая наука периодически должна пережи­вать коренную смену господствующих в ней представлений и пере­ходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадигму общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и парадигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях на­учного знания. На этапе спокойного развития действующая парадиг­ма позволяет решать накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количе­ство фактов, не поддающихся объяснению с помощью существующих теорий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заменяется новой.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называе­мой обществом, наука испытывает на себе определённое воздействие последней:

  1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество даёт учёным (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжёлых заболеваний).
  2. Состояние научных исследований зависит от материально- технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние при­кладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно ко­торому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответ­ствующий объём знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

Предложения интернет-магазинов