Российская Федерация и её субъекты

Конституция РФ определяет форму государственного устрой­ства и закрепляет основные принципы федеративного устройства РФ. Федеративному устройству РФ посвящена третья глава Консти­туции. Наряду с Конституцией РФ источником для характеристики национально-государственного устройства РФ служит Федеративный договор, заключённый 31 марта 1992 г. Но он действует лишь в той части, в которой не противоречит Конституции РФ 1993 г. Большую роль в регулировании национально-государственного устройства РФ играют договоры о разграничении предметов ведения между феде­ральными органами государственной власти и органами государ­ственной власти субъектов РФ.

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, со­стоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

  1. Государственная целостность. Означает, что РФ — целостное, единое государство, включающее другие государственные образова­ния. Они не имеют права выхода из состава Федерации в односто­роннем порядке. Современная Россия — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации. Субъекты были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции РФ подчёркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся государственное единство. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и су­дебную системы, единое экономическое пространство и др.
  2. Единство системы государственной власти

Проявляется в наличии общефедеральных органов государствен­ной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодатель­ства. Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать кон­ституционное разграничение компетенции между ними и Федераци­ей, верховенство федеральной Конституции. Система государствен­ных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Это обеспечивает единство системы государственных органов. Федераль­ные органы исполнительной власти и органы исполнительной вла­сти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные орга­ны исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти.

  1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъек­тов РФ. Конституция РФ определяет: а) перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

б) предметы совместного ведения РФ и её субъектов (ст. 72): пра­вовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

в) полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты. По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей её территории. По предметам со­вместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и её субъектов, не могут проти­воречить федеральным законам. В случае коллизии федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по во­просам, находящимся вне ведения РФ и её совместного с субъекта­ми РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Споры о компетенции между государственными органами РФ и ор­ганами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.

  1. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ. Россий­ская Федерация — многонациональное государство. Многочислен ные национально-государственные образования в РФ рассматрива­ются как разнообразные формы национальной государственности как формы осуществления права наций на самоопределение. В на­стоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие нацио­нальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равен­ство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Феде­рации) вправе устанавливать свои государственные языки (они упо­требляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.
  2. Равноправие субъектов РФ. Этот принцип впервые был закреп­лён в действующей Конституции РФ. Равенство субъектов Россий­ской Федерации проявляется: а) в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ; б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ; в) в равном пред­ставительстве всех субъектов в Совете Федерации; г) в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами госу­дарственной власти. Однако некоторые различия в государствен­ной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государ­ственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного язы­ка, высших органов государства.

Основными элементами конституционно-правового статуса РФ являются:

а)   федеральная учредительная власть, которая состоит в провоз­глашении принципов конституционного строя, определении конституционного статуса человека и гражданина, установле­нии формы правления и формы государственного устройства, системы органов государственной власти;

б)   территориальное верховенство РФ: территория РФ включает территорию всех её субъектов, внутренние воды, воздушное пространство;

в)   федеральная правовая система: принимаемые федеральными органами государственной власти правовые акты имеют вер­ховенство на всей территории РФ;

г)  система высших органов государственной власти;

д)  федеральное гражданство;

е)   федеральный бюджет, федеральные налоги, федеральная соб­ственность, единая денежная система;

ж)  единые вооружённые силы и единая внешняя политика;

з)  государственный язык РФ;

и)  государственные символы РФ.

В компетенцию РФ входят важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Их можно условно разделить на четыре группы:

  1. полномочия в области государственного строительства и за­конотворчества (принятие и изменение Конституции РФ и феде­ральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека, вопросы гражданства РФ, установление системы федеральных орга­нов власти, судоустройство, прокуратура, уголовное и гражданское законодательство, амнистия и помилование и др.);
  2. полномочия в сфере социально-экономического и культурного развития (управление федеральной собственностью, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, формирование федерального бюджета и др.);
  3. полномочия в сфере международных отношений и внешнеэко­номических связей (внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира и др.);
  4. полномочия в сфере обороны и государственной безопасности (определение статуса и защита государственной границы, оборонное производство и др.).

Россия объединяет 85 субъектов. Особенностью нашей Федера­ции является то, что в неё входят субъекты шести различных видов: республики, края, города федерального значения, автономная об­ласть, автономные округа и области. Конституция РФ допускает воз­можность принятия в РФ и образование в её составе новых субъектов.

Общими признаками конституционного статуса субъектов РФ являются:

  1. Ограниченная учредительная власть субъектов РФ, которая производна от власти федерации. Субъект не имеет права выйти из Федерации в одностороннем порядке и в одностороннем же по­рядке изменить свой статус. Но субъекты самостоятельно решают вопрос о своём наименовании (его изменение автоматически отража­ется в Конституции РФ). Субъекты принимают свои учредительные акты (конституции и уставы).
  2. Территориальные права субъектов РФ. На территорию субъекта распространяется его государственная власть, действуют государ­ственные органы соответствующего субъекта и имеют обязательную силу принимаемые им акты. Границы территории субъекта не могут быть изменены без его согласия.
  3. Правовая система субъектов РФ. Республики имеют свои кон­ституции, законодательство, иные правовые акты, остальные субъ­екты РФ — свои уставы, законодательство и иные правовые акты.
  4. Система органов государственной власти субъектов РФ. Эта система формируется субъектами РФ самостоятельно, но в соответ­ствии с общими принципами организации органов государственной власти, установленными федеральным законом. Субъекты самостоя­тельно определяют название собственных органов и закрепляют их статус.
  5. Представительство в органах государственной власти. Пред­усмотрено специальное и равное представительство всех субъектов в Совете Федерации: каждый субъект направляет по 2 представителя.
  6. Субъекты РФ имеют свой бюджет и собственность соответ­ствующего уровня.
  7. Субъекты РФ выступают самостоятельными участниками меж­дународных отношений и внешнеэкономических связей.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились.

Республика — это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Республики образованы как формы национальной государствен­ности, воплощая самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией соответ­ствующей республики. Республика имеет некоторые государствен­но-правовые признаки:

  • собственную конституцию,
  • систему высших органов государственной власти,
  • республиканское гражданство,
  • государственный язык,
  • собственные символы.

Края, области, города федерального значения, автономная об­ласть, автономные округа — это государственные образования в со­ставе РФ, обладающие всей полнотой власти вне пределов компетен­ции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные — по территориальному.

Предложения интернет-магазинов