Сознание — элемент социальной сущности человека

Человек обладает сознанием — способностью целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувствен­ных и логических образах. Человеческое сознание характеризуется сложной структурой. Оно основано на получении первичных знаний об окружающем мире, о самом себе и других людях при помощи ор­ганов чувств. Мы видим вокруг себя различные предметы, пытаемся определить их форму, размер, цвет. Мы ощущаем различные запахи, прислушиваемся к звукам, ощущаем предметы тактильно, пробуем на вкус. Полученная информация о предметах окружающего мира не является полной. Органы чувств при определённых ситуациях не дают возможности получить все интересующие нас сведения. То­гда в дело познания включаются наши способности логически мыс­лить, формулировать понятия, суждения, делать умозаключения. Это даёт возможность выйти за пределы того знания, которое мы получили при помощи органов зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Мы стараемся понять сущность исследуемых объектов. А это уже свойственная только человеку рациональная познавательная дея­тельность. Осознав сущность изучаемого объекта, мы определяем его значение для себя и своих близких. Полученная новая инфор­мация переплетается с уже имеющимися знаниями, у нас форми­руется эмоциональное отношение к тому или иному предмету. Оно усиливается нашими прошлыми эмоциями, воспоминаниями или предчувствиями. В результате, казалось бы, совсем незначительный предмет вызывает бурю эмоций: радости, печали, страха, злости. Так формируется в нашем понимании смысл предмета, явления, его суть. Мы понимаем ценность того или иного человека или предмета для нас. И вот тогда начинают формироваться духовные идеалы и высшие мотивы нашей деятельности. Мы ставим перед собой определённые цели и достигаем их.

Сознание человека отражает мир целенаправленно и избиратель­но. Оно служит основой преобразовательной деятельности челове­ка. Поэтому оно всегда активно. Предметы и явления окружающего мира, люди, с которыми мы общаемся или просто сталкиваемся, для каждого из нас не являются равнозначными. Те или иные приоритеты формируются под влиянием объективных и субъективных факторов: от симпатии или антипатии до понимания пользы или вреда, от эс­тетического наслаждения до брезгливости и неприятия. Поэтому важным свойством человеческого сознания является избиратель­ность. Она проявляется как на личностном, так и на общественном уровне и носит ярко субъективный характер. Другим существен­ным свойством сознания человека является его творческое начало. В отличие от других живых существ человек способен действовать в соответствии со своими субъективными настроениями, чувствами, интересами, вкусами, взглядами, убеждениями. Стиль мыслительной деятельности, порядок рассуждений, применение логических приё­мов — всё зависит от человека.

Существует и другое понимание сознания — как высшей способ­ности человека к саморегуляции, к управлению своим поведением. Не случайно мы считаем человека сознательным, когда он действует обдуманно, взвешенно, принимает на себя ответственность за резуль­таты своей деятельности, исполняет обещанное, не подводит това­рищей, коллег. И в первом, и во втором понимании сознание — это элемент социальной сущности человека.

Но поведение человека в обществе определяется не только созна­нием. В противовес ему действует бессознательное. К нему относятся явления, процессы, свойства и состояния, которые не осознаются человеком, но существенно влияют на его жизнь. Бессознательное является нашим природным наследством и коренится в инстинктах, оно проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фан­тазиях, мечтах, грёзах, сновидениях. Знаменитым исследователем бессознательного был Зигмунд Фрейд, который создал в психологии специальное направление — психоанализ.

Социологи выделяют общественное (коллективное) сознание — сознание группы людей. Его называют общественным мнением. Оно относительно самостоятельно, формируется и распространя­ется различными социальными институтами: образовательными учреждениями, средствами массовой информации (телевидением, радиовещанием, прессой, посредством интернета). Активное участие в формировании общественного сознания принимает государство, которое формирует определённый заказ, а также политические пар­тии и общественные движения. Общественное сознание не возникает на пустом месте. Это результат осознания действительности большим количеством людей, представленным в разных возрастных, террито­риальных и других социальных группах, включающих в себя не одно поколение. Поэтому характерным свойством общественного созна­ния является преемственность.

При характеристике конкретной личности используется термин «самосознание». Это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осо­знание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Одним из главных условий формирования самосознания является изучение личностью собственных психических и физических особен­ностей. Данный процесс называется самопознанием. Он протекает в процессе деятельности и общения. Полученные человеком знания о самом себе определяют уровень самооценки — эмоционального отношения человека к собственному образу. Самооценка всегда субъ­ективна. Она может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех) и нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Уровень самооценки связан со степенью удовлетворённости че­ловеком самим собой, своей жизнью. Самооценка влияет на цели и направленность деятельности человека (на достижение успеха, на избегание неудач, на получение власти, на оказание помощи и т.д.). С самооценкой связан уровень притязаний человека, то есть результат, которого субъект рассчитывает достичь в своей деятельно­сти. Знаменитому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает Чем больше знамена­тель, тем меньше дробь».

Заниженная самооценка ведёт к пассивности, неуверенности, зависимости от поддержки и контроля со стороны других людей.

Завышенная самооценка ставит человека в зависимость от соци­ального одобрения, успеха. Человек не достигает желаемого своими силами и начинает обвинять не себя, а других в том, что его недооце­нили, не создали ему соответствующих условий.

Поэтому очень важно адекватно оценивать свои способности, возможности, поступки и поведение в целом.

Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изме­няющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то по­ведение — из поступков.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

Предложения интернет-магазинов