Соотношение биологического и социального в самом человеке

Создатель теории психоанализа 3. Фрейд считал, что в антропосоциогенезе — процессе возникно­вения и развития человека и общества — главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежела­тельных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например в виде норм морали, куль­туры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь поло­вые, играют решающую роль в поведении человека. Культура же, особенно европейская, с ее обширными пуританскими запретами только загоняет биоло­гические позывы в подсознание человека, являясь тем самым серьезным источником неврозов и иных нарушений психики.

Представители неофрейдизма, в частности Э. Фромм, усматривали меньшую долю влияния на человека биологических, в том числе сексуальных, факторов и говорили об увеличении значения обще­ственных связей и составляющих. Но в целом в их рассуждениях по-прежнему в значительной степени присутствует биологический подход.

Представители философской антропологии М. Шелер (1874Н928), А. Гелен (1904-1976) и дру­гие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественнонаучный подходы. Так, А. Геле:: выдвинул оригинальную концепцию, согласно которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом, в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использо­вать свои способности.

Тесная связь общества с природой, схожесть пове­дения животных в природе и людей в обществе приве­ли ряд мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователи: П. Лилиенфельд, А. Стронин, А. Шеффле и др.

Сущность органической теории Г. Спенсера и его сторонников заключается в том, что структура и функционирование общества объявляются анало­гичными строению и функциям живого организма. Так, например, Г. Спенсер полагал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам». У 77. Лишенфельда государство в лице правительства выполняет функции головного мозга и одновременно врача, борющегося с болезнями социального тела. Торговля же, по его мне­нию, выполняет функции кровообращения в организ­ме. Прямую аналогию между экономической жизнью общества и обменом веществ в организме проводил А. Шеффле. В этой органической теории очевидно игнорирование специфики сознательной деятельности людей, отсутствие учета их воли и интересов.

Предложения интернет-магазинов