Социальная мобильность

Социальной мобильностью называется перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности.

^ Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рамках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурными изменениями. Примером по­следней может быть социальная мобильность, вызванная процессом индустриализации: одним из последствий процесса индустриализа­ции стал рост количества людей рабочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством.

^ Во-вторых, мобильность бывает межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенной мобильностью называют перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индиви­дуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию.

^ В-третьих, выделяют мобильность индивидуальную и группо­вую. Про индивидуальную мобильность говорят, когда перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мобильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной соци­альной группы в другую, называются факторами социальной мобиль­ности. Таких факторов социологи выделяют несколько:

  1. Образование. Оно играло и играет решающую роль в процессе социальной мобильности во все времена.
  2. Социальный статус семьи, к которой принадлежит человек.
  3. Система общественного устройства: в открытом обществе в от­личие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количест­венно, и качественно.
  4. Изменения, происходящие в технологии общественного произ­водства: они приводят к возникновению новых профессий, тре­бующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются более престижными.
  5. Социальные потрясения, например, войны и революции, при­водящие, как правило, к смене элиты общества.

— 6. Различный уровень рождаемости в разных стратах — более низкий в верхних и более высокий в нижних создаёт известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

^ В-четвёртых, выделяют горизонтальную мобильность, когда че­ловек переходит в группу, находящуюся на том же иерархическом уровне, что и предыдущая, и вертикальную, когда человек переме­щается на более высокую (восходящая мобильность) или низкую (нисходящая мобильность) ступень в социальной иерархии.

Примеры горизонтальной мобильности: переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политиче­ской партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность.

Примеры вертикальной мобильности: смена низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую, превращение неквалифицирован­ного рабочего в квалифицированного, избрание политика президен­том страны (эти примеры демонстрируют восходящую вертикальную мобильность), разжалование офицера в рядового, разорение пред­принимателя, перевод начальника цеха на должность бригадира (нисходящая вертикальная мобильность).

Общества, где социальная мобильность высока, называют откры­тыми, а общества с низкой социальной мобильностью — закрытыми. В самых закрытых обществах (скажем, в кастовой системе) восходя­щая вертикальная мобильность практически невозможна. В менее за­крытых (например, в сословном обществе) имеются возможности для перемещения наиболее амбициозных или удачливых людей на более высокие ступени социальной лестницы.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие соци­альные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.

Мощным каналом социальной циркуляции в современном мире являются школы. Получение образования в наиболее престижных школах и университетах автоматически обеспечивает человеку при­надлежность к определённой страте и достаточно высокий социаль­ный статус.

Наиболее быстрым каналом вертикальной мобильности является собственность, как правило, в виде денег — одного из самых простых и действенных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений, как позитивных, так и негативных (табл. 19).

Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

  1. изменение образа жизни, принятие нового материального ста­тусного стандарта (покупка новой, более дорогой машины, пе­реезд в другой, более престижный район и т. п.);
  2. развитие типичного статусного поведения (изменение манеры общения, усвоение новых словесных оборотов, новые способы проведения досуга и т. п.);

Таблица 19

Значение социальной мобильности

Позитивное значение Отрицательные последствия

Для человека

—    реализация личностных качеств че­ловека;

—    выработка реалистической само­оценки;

—    выбор более реалистических целей;

—    появляются возможности создания новых групп, новых идей, нового опыта

—           индивид утрачивает свою групповую принадлежность, становится марги­налом, ему теперь необходимо при­спосабливаться к новой группе;

—           проявление напряжённости в отно­шениях с другими людьми

Для общества в целом

—    предотвращается застой в социаль­ной структуре общества, происходит обновление элиты;

—    интеллектуальным и научным про­грессом, формирование новых цен­ностей и социальных движений;

—    освобождение общества от устарев­ших элементов

—           повышает социальную напряжён­ность, вызывает конфликты;

—           дестабилизирует общество;

—           происходит разрыв социальных свя­зей

3) изменение социального окружения (индивид старается окру­жить себя представителями того социального слоя, в который он стремится попасть).

 

Предложения интернет-магазинов