Социальное познание

В общем смысле познание есть процесс приоб­ретения знаний. Оно представляет собой прежде всего процесс отражения действительности и ее объяснение.

Объектом познания может выступать все сущес­твующее — мир в целом, общество, человек и само познание.

Источником и способом познания являются чело­веческие чувства, разум и интуиция.

Чувственное познание — исходный пункт освое­ния действительности и начальная форма познания. Все наши образы, представления и понятия форми­руются налснове чувственного отражения, объектом которого выступает эмпирический мир вещей, про­цессов и явлений. Однако каждый человек на основе собственного жизненного опыта имеет возможность убедиться в том, что чувства довольно часто нас обманывают, неадекватно отражают окружающий мир. Следует также отметить, что в плане сугубо биологическом органы чувственного отражения у человека гораздо слабее, чем у животных, которые видят дальше, слышат лучше и осязают тоньше, чем человек. Поэтому если бы знания человека были основаны лишь на чувствах, то информации о мире было бы у него гораздо меньше, чем у животных.

Однако, в отличие от животных, человек об­ладает рассудком и разумом, на которых основано рациональное познание. На этом уровне мы имеем дело с понятийным отражением, абстракциями, теоретическим мышлением. Именно на этом уровне формулируются общие понятия, принципы, законы, строятся теоретические модели и концепции, дающие более глубокое объяснение мира. Причем познава­тельный процесс осуществляется не только в той форме, в которой он существует в мыслях отдельного человека, а главным образом в виде общего социаль­но-исторического процесса развития знания.

Каждое новое открытие обнаруживает не только мощь, но и ограниченность человеческого разума и показывает, что истина и заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося знания. Следует также обратить внимание на тот момент, что процесс познания бесконечен, что это процесс, который никогда не может быть завершен, ибо мир беспределен и разнокачественен на мега-, макро- и микроуровнях, и к тому же он постоянно изменяется и развивается.

Предложения интернет-магазинов