Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно статье 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является её высшим представи­тельным и законодательным органом.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федера­ции и Государственной думы. В Совет Федерации входят по два пред­ставителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Членами Совета Федерации могут быть избраны (назначены) граждане РФ не моложе 30 лет. Член Совета Федерации — представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается этим орга­ном на срок своих полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на­значается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок своих полномочий.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами РФ всеобщим равным прямым и тайным голосованием на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанав­ливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государствен­ной думы Федерального Собрания РФ».

Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Вы­боры в Государственную думу РФ осуществляются по пропорцио­нальной избирательной системе с заградительным барьером 7%.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обла­дают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергну­ты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат Государственной думы может быть лишён иммунитета решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Гене­рального прокурора РФ.

Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Федеральное Собрание является постоянно действующим орга­ном. Государственная дума собирается на первое заседание на три­дцатый день после избрания. Её полномочия прекращаются с момен­та начала работы Государственной думы нового созыва.

Заседания Совета Федерации и Государственной думы являются открытыми, т. е. свободными для посещения представителями других органов государственной власти и средств массовой информации.

Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, хотя и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда, а также выступлений руководителей ино­странных государств.

Работу Совета Федерации и Государственной думы организуют председатели и их заместители, избираемые палатами из своего со­става. Для предварительного рассмотрения законопроектов, подго­товки постановлений и заключений палат и осуществления других функций Совет Федерации и Государственная дума образуют коми­теты и комиссии.

Кроме того, в Государственной думе для проведения согласо­ванной политики депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы. Фракции формируются на основе избирательных объединений, прошедших в Думу по федеральному избирательному округу. Депутаты, не вошедшие во фракции, мо­гут образовывать депутатские группы. При численности не менее 35 депутатов эти группы подлежат регистрации, пользуясь равными правами с фракциями. Председатель Государственной думы и руко­водители депутатских объединений входят с правом решающего го­лоса в состав Совета Государственной думы, к компетенции которого отнесены предварительная подготовка заседаний думы и рассмотре­ние организационных вопросов деятельности палаты. Внутреннее устройство и формы деятельности палат Федерального Собрания регулируются специальными правовыми актами — регламентами.

К числу важнейших функций Федерального Собрания Консти­туция РФ относит законодательную деятельность.

Помимо законодательных полномочий к ведению Совета Феде­рации относятся:

а)   утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б)   утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;

в)   решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами её территории;

г)   назначение выборов Президента РФ;

д)   отрешение Президента РФ от должности;

е)   назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ (по пред­ставлению Президента);

ж)  назначение и освобождение от должности Генерального про­курора РФ (по представлению Президента);

з)   назначение и освобождение от должности заместителя предсе­дателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.

К ведению Государственной думы относятся:

а)   дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б)   решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в)   назначение на должность и освобождение от должности пред­седателя Центрального банка РФ (по представлению Прези­дента РФ);

г)   назначение на должность и освобождение от должности пред­седателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

д)   назначение на должность и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека;

е)   объявление амнистии (полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания на более мягкое);

ж)  выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесённым к их ведению, Совет Федерации и Го­сударственная дума принимают постановления.

Государственная дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока её полномочии:

а) после трёхкратного отклонения думой кандидатуры Председа­теля Правительства, представленной Президентом РФ;

б)   после двукратного (в течение трёх месяцев) выражения недове­рия Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы;

в)   в течение семи дней после отказа в доверии Правительству РФ со стороны Государственной думы (голосование о доверии Правительству проводится по инициативе его председателя).

В двух последних случаях Президент может согласиться с мне­нием депутатов и отправить Правительство в отставку, не распуская Государственной думы. В первом же случае Президент обязан распу­стить палату и назначить новые выборы.

Государственная дума не может быть распущена:

а)   с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

б)   в период действия на всей территории РФ военного или чрез­вычайного положения;

в)   в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Пре­зидента РФ;

г)   в течение года после её избрания (в случае, если Государствен­ная дума выразила недоверие или отказала в доверии Прави­тельству РФ).

В случае роспуска Государственной думы Президент РФ назнача­ет дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Предложения интернет-магазинов