Форма государства. Форма правления

Содержание государства как политической организации совре­менного общества может быть выражено в разных формах. Внутрен­няя структура государства и методы осуществления власти во многом определяют его сущность.

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, вы­ражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму прав­ления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Форма государственного устройства — это способ национального и административно-территориального устройства государства, отра­жающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико-правовой режим представляет собой совокупность по­литико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и рес­публики. Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках еди­ноличного главы государства — монарха — и передаётся им по на­следству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие».

Признаками монархической формы правления являются:

  1. существование единоличного главы государства, пользующе­гося бессрочной пожизненной властью;
  2. наследственный порядок преемственности верховной власти;
  3. юридическая независимость и безответственность монарха — утверждённые монархом законы подлежат обязательному за­верению подписью премьер-министра, ответственного за ис­полнение данного закона.

Существуют две системы наследования престола — персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определённое законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а)   саллическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б)   кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщи­ны, и мужчины, но последние имеют преимущество;

в)   австрийскую, при которой женщины имеют право занять пре­стол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г)   шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.

Суть семейной системы наследования заключается в том, что мо­нарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.

Монархическая форма правления имеет три разновидности: аб­солютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не огра­ничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство фор­мируется монархом и несёт перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

Дуалистическая монархия — это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Дуалистическая монархия формируется в условиях обост­рения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь свое­образным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные ры­чаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуа­циях. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсутствуют. Дуали­стическими монархиями были Российская империя в 1906—1917 гг., Германская империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Неко­торым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определённые черты дуализма, однако в «чистом» виде дуалистиче­ских монархий сегодня в мире не существует

Большинство современных монархий являются парламентар­ными. Парламентарная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере пар­ламентом, а в исполнительной — правительством («монарх царству­ет, но не управляет»). Законодательная власть принадлежит парла­менту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно-указное законодательство монар­ха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально её осуществляет правительство. Кабинет министров форми­руется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несёт ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не игра­ет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король из­бирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); кол­лективная монархия в Объединённых Арабских Эмиратах (полно­мочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (где король, по существу, вождь племени); монархии Британского Содру­жества — Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная ге­нерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством). Особо следует отметить теократию — такую форму Монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в го­сударстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, из­бираемыми населением на определенный срок. Само слово проис­ходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризуется несколькими признаками:

  1. источником власти признаётся народ;
  2. коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;
  3. все высшие органы государственной власти избираются насе­лением или формируются парламентом (принцип выборно­сти);
  4. органы государственной власти избираются на определённый срок, по истечении которого слагают свои полномочия (прин­цип сменяемости);
  5. высшая власть основана на принципе разделения властей, чёт­ком разграничении их полномочий;
  6. должностные лица и государственные органы несут ответствен­ность за свои действия (принцип ответственности).

Принято различать три основных вида республики: президент­скую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика — это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеоб­щим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле: напри­мер, в США все назначения, сделанные президентом, должны полу­чить одобрение Сената. Однако ответственно правительство только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединённые Шта­ты Америки.

Парламентская республика — это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (пре­зидент и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчиты­вается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава госу­дарства избирается на заседании парламента, который он может рас­пустить по рекомендации правительства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фактически возглав­ляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несёт ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по реко­мендации правительства, которое и несёт за них ответственность. Парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика — такая форма рес­публики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламент­ским путём, т.е. всенародным голосованием. Правительство фор­мируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглав­ляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении испол­нительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республики — Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления пре­зидент имеет право отлагательного вето, которое может быть преодо­лено квалифицированным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных типах республик.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды рес­публик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма прези­дентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Республика Советов. Её признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариа­та и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жёсткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномо­чий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привёл к утвер­ждению в нашей стране республики смешанного типа.

Предложения интернет-магазинов