Форма государственного устройства

Если форма правления характеризует государства с точки зре­ния порядка формирования и организации высших органов госу­дарственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны. По форме госу­дарственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на ад­министративно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйствен­ной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государ­ства представляет собой единую структуру на всей территории стра­ны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Граж­данство унитарного государства — единое, административно-тер­риториальные образования собственного гражданства не имеют. В унитарном государстве функционирует и единая система права. Су­ществует одна конституция, нормы которой действуют на всей терри­тории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обяза­ны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчинённый характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. Единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы унитарного государства — звенья единой централизованной системы. Налоговая система унитарного государства — одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по рргионам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают не­большие по численности народности, допускает образование авто­номий.

Автономия — это внутреннее самоуправление районов государ­ства, отличающихся географическими, национальными, бытовы­ми особенностями (Корсика во Франции, Азорские острова в Пор­тугалии). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определённой национальности создают свои выбор­ные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государ­ства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Другой формой государственного устройства является федера­ция, представляющая собой сложное союзное государство, возник­шее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, опреде­лённой политической самостоятельностью. В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта феде­рации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причём одна из па­лат отражает интересы субъектов федерации и при её формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживаю­щего на их территории. Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъ­ектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федераль­ному законодательству.

Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавли­вает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. На­логовая система федерации — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально-государ­ственные и административно-территориальные. Первый вид феде­рации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе административно-тер­риториальной федерации, как правило, лежат экономические, гео­графические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Различают также договорные и учредительные федерации. До­говорные федерации создаются как результат свободного объедине­ния ряда государств и государственных образований, закреплённого в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных фе­дераций, сами создают в своём составе собственные субъекты, наде­ляя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право се- цессии). Се цессия — это односторонний выход субъекта федерации из её состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у со­юзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990— 1991 гг.

Некоторые учёные-юристы выделяют ещё один вид формы госу­дарственного устройства — конфедерацию. Однако формально она не является государством. Конфедерация — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо об­щих целей.

Конфедерация не имеет собственной территории — она состоит из территорий входящих в её состав государств. Субъекты конфедера­ции представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из её состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им госу­дарствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с со­гласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосред­ственно на территории членов конфедерации и нуждаются в рати­фикации их парламентами. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет своё гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из доброволь­ных взносов государств — членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм эко­номического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится

Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сооб­ществом, затем — просто Сообществом. В результате усиления ин­теграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве воз­никло Содружество Независимых Государств (СНГ). Ещё одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и её бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Предложения интернет-магазинов