Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Социализация личности

Мы употребляем слово «человек» как родовое понятие. Оно ука­зывает на принадлежность существа к человеческому роду. В нём утверждается генетическая предопределённость развития собственно человеческих признаков и качеств у данного живого существа, пред­ставляющих биологическую основу человека (способность к прямохождению, развитая кисть руки, большой объём головного мозга и т. д.)

Понятие «индивид» обозначает единичного представителя вида Homo sapiens, особь. Новорождённый ребёнок — это индивид. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологиче­скими особенностями (такими как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпера­ментом, эмоциональностью).

Но для того чтобы индивид стал человеком в полном смысле это­го слова, он должен жить в обществе, в определённых социальных условиях. Известны случаи, когда маленькие дети по воле обстоя­тельств оказывались среди диких животных и вскармливались ими. Дети выживали, но принимали повадки животных, питались как жи­вотные, перемещались на четвереньках, рычали, лаяли, но людьми они не становились. Следовательно, новорождённый — это лишь «кандидат в человека» (А. Пьерон), возможность быть человеком, и, чтобы она была превращена в действительность, ребёнок должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, сознательно прини­мать те или иные решения и действовать целенаправленно.

Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, которые приобрёл индивид в процессе жизни и проявляет их в раз­нообразных формах деятельности и поведения. Это понятие исполь­зуется как социальная характеристика человека. Каждый ли чело­век является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нём, а его личные интересы ещё не обрели должной самостоятельности.

Личность — это социальное свойство индивида, совокупность соци­ально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Человек становится личностью только в обществе. Всякая лич­ность — человек, но не всякий человек личность. Например, психи­чески больной человек не является личностью, так как он не обладает разумом, то есть не может вести себя осознанно, делать сознательный свободный выбор, не обладает способностью саморегуляции, не мо­жет контролировать своё поведение и управлять им. Он не может рационально познавать окружающий мир и самого себя. Личностью является конкретный человек как носитель разума, сознания. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма самосозна­ние, тем ярче и полнее выглядит личность.

Другая черта личности — ориентация в обществе. Она непосред­ственно связана с разумом. Разумный человек не только ориентиру­ется в обществе, но и приносит определённую пользу ему.

Следующей чертой личности является личное достоинство. На­стоящая личность уважает достоинство других и требует уважения к себе.

Настоящая личность имеет свои взгляды, убеждения, принципы и готова их отстаивать в любой ситуации.

Ещё одна черта личности — способность нести ответственность за свои поступки и действия. Личность включена в систему общест­венных отношений, она выполняет разнообразные функции, поэтому несёт ответственность перед семьёй, коллективом и обществом.

Все перечисленные черты являются важными свойствами любой личности, но они проявляются по-разному в зависимости от кон­кретно-исторических условий и природных задатков самой личности.

Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опы­та, социальных норм и ценностей, накопленных поколениями людей. В результате социализации происходит включение индивида в сложив­шуюся систему социальных связей и отношений.

Процесс социализации представляет собой жизненные циклы человека: детство, юность, зрелость и старость. Они связаны со сме­ной социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. Различают начальную (раннюю) социали­зацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную (зрелую) социализацию, охватывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе социализации про­исходит при помощи так называемых агентов и институтов социа­лизации.

Под агентами социализации понимаются люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им по­мощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сёстры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д.) и агентов вторичной социали­зации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевиде­ния и т.д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе форми­рования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияю­щие на процесс социализации и направляющие его. Как и аген­ты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информа­ции, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере меж­личностных отношений, вторичная — в сфере отношений социаль­ных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

  • обучают людей принятым в обществе культурным нормам и об­разцам поведения;
  • осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

В период вторичной социализации личность может быть субъек­том процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный от­каз от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противо­положный процесс восстановления утраченных ценностей и соци­альных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит нега­тивный характер и является достаточно глубоким, то он может раз­рушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

На процесс социализации оказывает влияние множество фак­торов. В первую очередь, это историческая эпоха, в которую живёт человек. Она определяет необходимый набор личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия личности и общества. Например, в первобытном обществе ценили физическую выносли­вость, терпеливость, силу, способность к взаимовыручке. Благодаря этим качествам люди выживали в суровых условиях.

На становление личности большое влияние оказывают рефе­рентные (эталонные) личности — как современники, так и жившие в предшествующие эпохи. Часто ими становятся родители, учителя, литературные герои, политики, популярные личности (певцы, спорт­смены). Например, мужчины часто выбирают себе спутницу жизни, отталкиваясь от образа матери (либо напоминающую её, либо полную противоположность).

Специфические условия, в которых происходит формирование личности, во многом определяют успешность и особенности социа­лизации. К ним относятся: проживание в городе или в деревне, фи­нансовое положение семьи, состав и отношения в семье, условия обучения.

Становление личности заключается в освоении индивидом ро­довой, общественной сущности. Оно всегда осуществляется в кон­кретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологи­ческой структуры (тип темперамента, физические и психические осо­бенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт), отличающее от других людей.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обо­собления личности, её выделейность из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая инди­видуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представ­ленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «не­повторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Предложения интернет-магазинов