Человек. Индивид. Личность

Чем человек отличается от других существ: разум, умение мыслить;

  • жизнь в обществе;
  • чувства и мысли;
  • Труд.

Отметим, что только наличие у существа всех этих признаков говорит о том, что перед нами че­ловек. Эти качества не передаются по наследству, приобретаются только в человеческом коллективе. Воспитанный вне общества человек не может разго­варивать, развито мыслить и т.д.

Человек — существо биосоциальное, т.е. в нем органически переплетаются социальное и биоло­гическое.

Вехи познания человеческой сущности:

  1. В древнейших философских системах чело­век — часть космоса, или «микрокосмос». Он не может диктовать свою волю природе, а должен лишь приспосабливаться к ее условиям.
  2. Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ, согласно которой их воплощение в новой жизни зависит от поведения в нынешней. Только человек через нравственное благородство и раскрепощение души может достичь величия.
  3. Античная философия пришла к пониманию различий между законами природы и человека. Греческая философия объявила человека мерой всего сущего, ориентировалась на его разум и призывала к самопознанию.
  4. Средневековая философия или схоластика: учение о соединении в Христе божественного и человеческого, что давало человеку возможность приобщиться к божественной благодати.
  5. Эпоха Возрождения привнесла в науку представ­ление о безграничности возможностей человека.
  6. В XVII в. Р. Декарт высказал мысль о том, что мышление — единственное достоверное свидетельс­тво существования человека.
  7. В XVIII в. вопрос «Что такое человек?» стано­вится основным вопросом философии.
  8. В XIX в. человек представляется как носитель всеобщего идеального духа и разума.
  9. В XX в. в центре внимания оказались чувства, воля, понимание разницы между понятиями «инди­видуальность» и «личность».

Следует различать понятия «индивид» и «инди­видуальность». Термин «индивид» характеризует человека как представителя человеческого рода (т.е. индивид — представитель общности). Термин «индивидуальность» характеризует отличия челове­ка от других людей, не только внешний облик, но и всю сумму социально значимых качеств. Таким образом, индивидуальность — неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственные только определенному человеку. Вне общества человек не может стать индивидуальнос­тью, т.к. невозможно будет сравнить его свойства со свойствами других людей.

Два подхода к пониманию личности:

а) личность — активный участник свободных действий, субъект познания и изменения мира. Личностными качествами признаются воля, цель в жизни, свои взгляды на мир и т.д.;

б) личность — набор функций или ролей. Чело- . век проявляет себя в различных обстоятельствах в зависимости от общественных условий. Он может одновременно играть разные роли — ученика, сына, брата и т.д. Для личности характерна активность, совершенствование проявлений в социальных ролях.

Становление личности связано с подростковым возрастом, когда идет становление мировоззрения (нравственных идеалов, системы оценочных сужде­ний, которой человек руководствуется в жизни).

Личность — результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопле­ния жизненного опыта. Личность подразумевает спо­собность человека «быть господином самому себе» благодаря самосовершенствованию и добровольно выбранным твердым принципам.

Потребность индивида проявлять себя как лич­ность осуществляется чаще всего неосознанно в его поступках, склонности к риску и других неординар­ных проявлениях.

При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

природное: существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей; биологическое: общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у чело­века с животными;

  • наследственное: существующее и развиваю­щееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологичес­кое наследственно);
  • социальное: приобретенное человеком в ходе социализации и взаимодействия с другими людьми. Социальное в широком смысле раз­деляют на три составляющих:
  • собственно социальное: совокупность приобретенных черт, минимально необ­ходимых для нормального выполнения своих ролей;
  • специфически культурное: совокупность норм и правил поведения, которые соб­людаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и поз­воляют другим считать его воспитанным;
  • нравственное: высшее проявление соци­ального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Предложения интернет-магазинов