Человек как биосоциальное существо

Человек — самый загадочный феномен природы. Вопрос о его происхождении, назначении, жизни и деятельности, а также месте в окружающем мире является самым значимым в обществознании. Человека изучают разные науки: социология, психология, физио­логия, педагогика и другие. Особый раздел философского знания — антропология — постигает тайны человеческого бытия и сознания.

Научная теория, изучающая процесс возникновения и развития человека, называется антропогенез. В философии сложилось несколь­ко точек зрения при ответе на вопрос о происхождении человека:

  1. Религиозная теория. Человек — творение Бога. Душа — источ­ник человеческого в человеке.
  2. Теория космического происхождения человека. Человек — су­щество внеземное, пришелец из космоса.
  3. Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Че­ловек — биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное происхождение.
  4. Трудовая теория Ф. Энгельса (материалистическая). Под влия­нием труда у человека сформировалось сознание, язык и твор­ческие способности.

Вопрос о происхождении человека и сегодня остаётся открытым, решение его зависит от системы взглядов, убеждений, типа мировоз­зрения исследователя и сформировавшейся у него картины мира.

Человек является частью природы и в то же время крепко связан с обществом. Философы называют природу человека двойственной и определяют самого человека как биосоциальное существо, обла­дающее сознанием, речью, мышлением, способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млеко­питающим и образует особый вид — Homo sapiens. Он характеризу­ется определёнными видовыми признаками, которые под влиянием природных и социальных процессов могут изменяться до определён­ных пределов. Так формировались расы. Но специфические анатоми­ческие, биологические и физиологические особенности представи­телей различных расовых групп не являются препятствием для того, чтобы с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологи и философы к биологической основе человека как суще­ства социального относят следующие признаки:

  • способность к прямохождению;
  • развитая кисть руки, способная осуществлять различные функции;
  • взгляд, направленный вперёд, а не в стороны;
  • большой объём мозга и сложная нервная система — условия развития психики и интеллекта;
  • сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи;
  • длительная зависимость детей от родителей, вызванная мед­ленным темпом роста и биологического созревания, долгий период обучения и социализации;
  • пластичность врождённых импульсов и потребностей, отсут­ствие жёстких инстинктов, возможность приспособления по­требностей к средствам их удовлетворения.

Будучи организмом, функционирующим по законам природы, человек, как и любое живое существо, рождается, растёт, развивается, стареет и умирает. Ему необходимо удовлетворять важнейшие фи­зиологические потребности (в воде, воздухе, пище, тепле, сне, про­должении рода), он беспокоится о своей безопасности и выживании. Но полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные способности человека, как созна­ние, речь, не передаются по наследству. Они формируются в течение жизни в процессе социализации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм и общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

Биологическая природа человека — это его естественное условие существования, а социальность — сущность человека. Она проявляет­ся через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Основные отличия человека от животного:

  1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.
  2. Человек способен к сознательной целенаправленной творче­ской деятельности:
  • моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные роли;
  • обладает прогностической способностью, т.е. способно­стью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
  • выражает ценностное отношение к действительности.
  1. Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его дей­ствия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
  2. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружаю­щую действительность, создаёт «вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
  3. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
  4. Человек способен удовлетворять не только свои материаль­ные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Предложения интернет-магазинов