Чувственное и рациональное познание. Интуиция

Существуют два основных вида познания: чувственное и рацио­нальное.

Чувственное познание основано на работе органов чувств человека (рис. 13).

С их помощью человек получает информацию о предметах и яв­лениях окружающего мира. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а)   ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосред­ственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т.д.;

б)   восприятие, в процессе которого у субъекта познания фор­мируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определённую эмоциональную окраску;

в)   представление — такая форма познания, при которой чувствен­ное отражение, (чувственный образ) предметов и явлений со­храняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мыс­ленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не дей­ствующих) (рис. 14).

  ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
             
Ощущение   Восприятие   Представление
Отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств   Воздействие на органы чувств целостного образа предмета   Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия

Рис. 14. Чувственное познание

Различают память зрительную, слуховую, моторную, тактильную.

По времени удерживаемой информации память подразделяет­ся на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (годы, десятилетия) запоминание информации, характеризуется большим объёмом. Кратковременная память обеспечивает оперативное сохранение и преобразование дан­ных, поступающих от органов чувств.

Чувственное познание действительности играет важную роль в общем процессе познания, так как:

  • органы чувств непосредственно связывают человека с внешним миром;
  • наличие и работа органов чувств — главное условие, обеспечи­вающее способность к познавательной и мыслительной дея­тельности;
  • нарушения в деятельности или потеря даже части органов чувств значительно затрудняют процесс познания (но недо­статки одного органа чувств компенсируются работой других органов чувств либо повышенным вниманием);
  • органы чувств предоставляют минимум информации, необхо­димой для повседневной жизни людей.

Но чувственное познание имеет некоторые недостатки. Одним из них является физиологическая ограниченность органов чувств че­ловека: обычный глаз не может увидеть, например, микробов, бакте­рии, вирусы, тем более атомы. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира.

Вторым видом познавательной деятельности является рациональ­ное познание.

На этом этапе работает мышление. Оно упорядочивает данные, полученные с помощью органов чувств, и стремится к постижению сущности познаваемых предметов и явлений. Рациональное позна­ние осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения (рис. 15).

Понятие представляет собой форму мысли, которая отражает об­щие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Учёные-философы выделяют четыре вида понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

 
               
Понятие   Суждение   Умозаключение
Мысль, отражающая общие и существенные признаки предметов или явлений   Мысль, устанавл ивающая связь между отдельными понятиями   Новая мысль, сформулированная на основе имеющихся суждений с применением законов логики

Рис. 15. Рациональное познание

  • понятия, охватывающие существенные признаки предметов;
  • понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
  • понятия-идеи.

Следующей формой рационального познания является суждение. Сузкдение представляет собой форму мысли, в которой устанавлива­ется связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помо­щью использования законов логического мышления называется умо­заключением.

Для формулирования умозаключений используются логические приёмы: индукция (рассуждение от частного к общему) и дедукция (рассуждение от общего к частному). Основой для рационального познания служат данные, полученные чувственным познанием. Ре­зультаты рационального познания закрепляются в знаковых формах, терминах.

С помощью рационального познания происходит процесс кон­струирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.

Иногда чувственного и рационального познания бывает недоста­точно для решения научных проблем. Тогда важную роль приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постиже­нию истины путем её прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция — это специфический позна­вательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию.

Распространённость подтверждена многочисленными наблю­дениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестан­дартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Характерные черты интуиции:

  • неожиданность решения поставленной задачи;
  • неосознанность путей и средств её разрешения;
  • непосредственный характер постижения истины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удалённо­сти от сознания. Интуитивная работа мышления происходит в подсо­знательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит пе­реоценивать, как не стоит и игнорировать её роль в процессе познания.

Чувственное познание, рациональное познание и интуиция — важные и дополняющие друг друга виды познания.

Таблица 9

Характеристика основных видов познания

Вопросы Чувственное познание Рациональное познание Интуиция
1 2 3 4
Средства Органы чувств (зре­ние, слух, обоняние, вкус, осязание). Мышление Озарение, наитие, прозрение
Формы 1.          Ощущение — это отражение от­дельных свойств предмета, явления, процесса при их непосредственном воздействии на ор­ган чувств.

2.       Восприятие — чувственный образ

1.        Понятие — это мысль, утверждаю­щая общие и суще­ственные свойства предмета, явления, процесса.

2.      Суждение — это мысль, утверждаю­щая или отри­цающая что-либо

Мистическая — свя­зана с жизненными переживаниями, эмо­циями; интеллектуаль­ная связана с умствен­ной деятельностью
1 2 3 4
  целостной картины предмета.

3. Представление — образ объекта по­знания, запёчатлён­ный в памяти

о предмете, явле­нии, процессе. 3. Умозаключение (вывод) — мыс­ленная связь не­скольких суждений и выделение из них нового суждения  
Особен­ности Непосредствен­ность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон Опора на результаты чувственного позна­ния; абстрактность и обобщённость; воспроизведение внутренних законо­мерных связей и от­ношений Внезапность; непол­ная осознанность; непосредственный ха­рактер возникновения знаний

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений:

Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний яв­ляется чувственный опыт.

Рационализм — наши знания могут быть получены только с по­мощью ума, без опоры на чувства.

Таблица 10

Сущность спора эмпириков и рационалистов

Эмпирики Рационалисты
Признают решающую роль чувствен­ного опыта. Считают, что рациональ­ное мышление — комбинации того, что даётся в опыте; оно ничего не при­бавляет к знаниям.

«Человеческое сознание первоначально представляло собой чистую доску, на ко­торой опыт записывает свои данные». Эпикур

Отдают предпочтение разуму. Счита­ют, что существуют некие врождённые идеи, задатки мышления, независимые от чувственного познания.

«Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Г. Гегель

Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый про­цесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чув­ственного и рационального познания действительности.

Предложения интернет-магазинов