Экономическая жизнь общества

Экономическая жизнь общества — это прежде всего деятельность человека, группы людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления разного рода предметов и услуг.

Это могут быть материальные блага, в том числе продукты питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение и образование. Это могут быть и духовные ценности, в том числе предметы искусства, науки, образования и т.д. Ибо производство, рас­пределение, обмен и потребление духовных ценнос­тей также имеют свое экономическое содержание и форму проявления. В их производство вкладывается интеллектуальный и физический труд, который дол­жен быть оплачен, используются те или иные мате­риалы, имеющие свою стоимость, а также орудия труда и оборудование, в том числе самые совершен­ные. Духовные ценности обладают также ценностью экономической. Нередко они выступают в форме товара со всеми присущими ему свойствами.

Назначение духовных ценностей — обогащение духовной жизни людей, хотя в конечном счете они воздействуют на все стороны жизни общества.

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, то есть предстает как взаимодействие друг с другом многих людей и их совместное воздействие на природу, происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удов­летворять разнообразные потребности людей. При этом материалу природы человек противостоит как сила природная и социальная. Этим определяется характер воздействия людей на природу и свойства производимых ими предметов и услуг. Решающее значение имеет социальный тип того или иного (итособа производства, который определяется существующими отношениями собственности на средства производства и его продукты. Этим опре­деляется социальный характер производства — то, какую роль играют в нем представители различных классов и других социальных групп и слоев, и, сле­довательно, характер отношений распределения, обмена и потребления созданных предметов и ус­луг. Ими в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства.

В этом заключается одно из главных проявлений взаимодействия, с одной стороны, производства, а с другой—распределения и потребления создаваемых предметов и услуг.

В свою очередь, отношения распределения и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимули­ровать его, либо сдерживать его развитие.

Получение прибыли — это основной мотив деятельности предпринимателей и их основной экономический интерес в развитии производства. Основополагающим стимулом развития произ­водства является потребление. Оно влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой промыш­ленности, машиностроения, транспорта, связи и т.д. К тому же надо иметь в виду не только личное потребление, направленное на удовлетворение лич­ных потребностей людей, но и производственное потребление (нефти, газа, электроэнергии и т.д.), которое необходимо для осуществления самого производственного процесса. Все это в решающей степени стимулирует развитие общественного про­изводства.

Важное проявление экономической жизни общества — отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. В основе этого лежит общественное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху, а также отношения собственности, закрепляющие существующее раз­деление труда между различными группами людей, а значит, и сложившиеся между ними отношения обмена.

Так, предприниматель, например собственник завода, производящего автомашины, обменивает свой товар на электроэнергию, сталь, другие това­ры, чтобы продолжать производство, а также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт для удовлетворения личных потребностей — своих и членов своей семьи. Точно так же крестьянин обме­нивает продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны, сельскохозяйственное обору­дование и т.д. Обмен этот происходит в товарной форме, но может происходить и в форме прямого продуктообмена, так называемых бартерных сделок. В данном обмене продуктами (товарами) выражен, по сути дела, обмен деятельностью между различны­ми товаропроизводителями и, следовательно, обмен их способностями.

Предложения интернет-магазинов