Комментируем сформулированную проблему исходного текста

Комментировать проблему? Да ерунда! Перескажи своими словами часть текста, относящуюся к ней, — и все! Комментарий — это как пересказ, ну, вроде комментария футбольного матча: мы его смотрим, а комментатор нам его еще и пересказывает!

{Реплика из чата)

Знаешь, мой дорогой читатель, если ты последуешь этому совету, то я тебе смогу только посочувствовать! За критерий 2 ты получишь всего 0 баллов! Прочти требования к нему: «Если сочинение пред­ставляет собой пересказанный или полностью переписанный исход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов». Значит, комментарий и пересказ не од­но и то же, верно? Да и спортивные комментаторы не пересказыва­ют ход игры, а поясняют ее, критикуют действия игроков, рассуж­дают о действиях судей и поведении зрителей и т.п. Давай вновь обратимся к словарям, чтобы понять, что же означает слово «ком­ментарий».

  • Комментарии — рассуждения, пояснительные замеча­ния ПО поводу чего-либо. {Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)
  • Комментарий — 1. пояснения; 2. примечания; 3. толко­вание. {Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практи­ческий справочник.)

Комментирование проблемы с опорой на исходный текст — наиболее сложная и важная часть экзаменационной работы, так как это задание позволяет оценить, правильно ли ты понял исходный текст, сумел ли увидеть те аспекты сформулированной автором про­блемы, которые интересуют самого автора текста. Именно умение объяснить рассматриваемые автором стороны проблемы, полнота этих пояснений оцениваются при проверке работы выпускника.

Напомним критерии оценки1 этого вида работы.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы
Сформулированная экзаменуемым проблема прокоммен­тирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важ­ных для понимания проблемы. Фактических ошибок, свя­занных с пониманием проблемы исходного текста, в ком­ментариях нет 3
Сформулированная экзаменуемым проблема проком­ментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для по­нимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 2
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но

экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочи­танного текста, важного для понимания проблемы,

1

1 Использованы материалы портала информационной поддержки Единого го­сударственного экзамена (ege.edu.ru).

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы
или

в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема не проком­ментирована, или

прокомментирована без опоры на исходный текст, или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки,

связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаме­нуемым проблема, или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или

его фрагмента,

или

в качестве комментария цитируется большой фрагмент ис­ходного текста

0

Обрати внимание!

Комментарий должен осуществляться ТОЛЬКО с опорой на прочитанный текст. Чтобы получить высший балл по данному критерию, тебе необходимо привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исход­ного текста на его основе.

Примерами-иллюстрациями могут быть

  1. элементы явного цитирования;
  2. элементы неявного цитирования (использование экзаменуе­мым авторских опорных слов и моделей синтаксических конст­рукций );
  3. ссылки на номера предложений;
  4. ссылки на абзацы.

Это важно помнить!

  • Назначение цитаты — подтвердить сказанное, но не повто­рять его.
  • У цитат, важных для понимания проблемы исходного текста, должен быть акцент на её аспекты.
  • Неточность цитирования или искажение цитаты приводят к фактическим ошибкам.
  • Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.
  • Если в цитате есть местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.

Как же справиться с данным заданием?

Обратимся к следующему тексту.

(1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2)Ее я никогда не называла ба­бушкой — только мамой.

(З)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессон­ные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых ее детей самая лю­бимая, хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться уст­ройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздраги­вавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего…

(6)Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Моск­ву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7)Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама».

(8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не мог­ла называть ее мамой. (10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (П)Сейчас, когда прошло столько лет, я, ко­нечно, жалею о тогдашнем своем упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я оста­лась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих три­дцати лет и благодарна судьбе за это.

В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она — членом, а затем и председателем родительского комитета.

Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «меро­приятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплат­ных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.

(17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — слу­чались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным на­казанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной — ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».

(21)Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть — дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр — близко от нашего дома.

(26)Я была домашним ребенком — не ходила в детский сад, не езди­ла в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Мате­рью, когда мне было шестнадцать лет. (28)Мать отпустила меня с тетей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на мое посланное из Анапы в Москву письмо (живем с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».

(30)…В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31)Опасаясь за нее и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без нее?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (ЗЗ)Мать от­ветила: «Не бойся, поправлюсь. Мне еще надо дорастить тебя».

(По Т. Щегловой)

Давай проследим развитие авторской мысли в тексте. Для этого нужно:

  • исходный текст разделить на микротемы — предложения, объе­диненные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
  • выделить основную мысль каждой микротемы;
  • сформулировать данную мысль;
  • записать ее в виде пункта плана;
  • используя глаголы (см. таблицу, данную ниже), показать, что де­лает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.
Глаголы, передающие способы автор­ского подхода к раскрытию проблемы Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, дока­зывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п.
Глаголы, передающие мысли, особо важные автору Автор обращает внимание на…, за­остряет, акцентирует внимание (н а чем?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает {ч т о?), указывает (н а что?) и т.п.
Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции Автор считает, утверждает, что…; убежден в том, что; делает вывод, что…

Проследим развитие авторской мысли на примере прочитанного текста, сформулировав основную мысль каждого абзаца (микротемы).

Основная мысль каждой микротемы Комментарий
Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя ма­теринства. Автор объясняет, почему ба­бушка заменила рассказчице род­ную мать: жизненные обстоя­тельства не позволили Зиночке заниматься дочерью (предл. 5).
Основная мысль каждой микротемы Комментарий
Рассказчица с детства считала бабушку ма­терью, поэтому ей непонятны были страда­ния родной матери. Т. Щеглова позволяет читате­лю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоя­нии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой ро­дившую ее женщину (предл. 11).
Мать свою жизнь подчинила интересам внучки. Автор помогает также понять причины, по которым бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Алек­сандра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая ее и обучая умению жить в мире с собой и окружающими людьми.
Мать сделала так, что даже временное ли­шение общения для рассказчицы станови­лось невыносимым.
Мать развивала внучку духовно, всесторон­не, давая ей то, чего сама была лишена.
Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой.
Мать понимает тревогу дочери, страх ос­таться в одиночестве, и это придает ей силы бороться с болезнью. Т. Щеглова заставляет нас за­думаться и о подвиге материнст­ва, и об истинном значении слова «Мать».

Запомни, что нельзя заменять комментарий

  • пересказом содержания исходного текста;
  • описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассу­ждений по поводу прочитанного;
  • цитатой из текста;
  • переписанным текстом рецензии задания 24;
  • анализом средств выразительности;
  • выражением собственного отношения к проблеме.

Это типичные ошибки.

Работая над комментарием к сформулированной проблеме, пом­ни, что задание 20 и анализ композиционных и художественных приемов текста также помогут справиться с этим видом работы.

Обратимся к рассказу Александра Павловича Чехова, брата из­вестного писателя А.П. Чехова.

Слезы крокодила

(1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и на­гонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Се­менович Иудин.

(4)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. (5) — Что она такое? (б)Книга какая-то с массой страниц, на кото­рых написано больше страданий и горя, чем радостей… (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А вы­ходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха…»

Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане мироздания не бы­ло нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14)Их создало са­мо человечество. (15)Оно само породило этот бич. (16)А для чего, спра­шивается, для чего?»

Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.

«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю… стои­ло бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная про­цессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факелыцики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хо­ронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет… (26)Мишура!..»

— Что вам, Семен Иваныч?

— Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит — детиш­ки больны, лечить надо.

(30) — И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только ос­мотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен… (33)«Нда-с, так вот она — жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (Зб)Она, быть может, уклады­вает в могилу и свое дневное пропитание… (37)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет…»

— Что там еще?

— Шубку старуха принесла… (41)Сколько дать?

(42)— Мех заячий… (43)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед… (45)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…

(А. П. Чехов)

Способ 1

Обратимся к заданию 20.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  1. Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно со­чувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.
  2. Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затрудни­тельное положение.
  3. Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых.
  4. Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.
  5. Поликарп Семенович, стремясь помочь беднякам, не берет с них процентов.

Безусловно, это варианты 1, 3, 4. Они не что иное, как аспекты проблемы лицемерного отношения к людям, которые и следует про­комментировать.

Вариант комментария:

Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С. Иудина, автор обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира, (предл. 4-11). Ал.П. Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. . Одна­ко его диалоги с помощником (предл. 27-31, 39^44) позволили по­нять, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выго­ды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.

Способ 2

Анализируем композиционные и художественные приемы, ис­пользуемые писателем для сатирического изображения П.С. Иудина:

  • Заглавие рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слезы ?

Случайно или намеренно А.П. Чехов изменил его на слезы кро­кодила?

  • Говорящая фамилия персонажа.
  • Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств пер­сонажа, его мыслей и действий.
  • Авторская ирония.

Вот какие варианты комментариев были написаны учениками:

а)  «Фамилия героя свидетельствует о многом: она позволяет уви­деть авторское отношение к этому человеку, подчёркивает главное моральное качество ростовщика — его двуличие. Высокие мысли и низкие поступки — вот что характерно для Иудина (предл.27-38). Поэтому Ал.П. Чехов совершенно справедливо выносит в название текста слово «крокодил»: это плотоядное животное всегда опасно, и его слёзы фальшивы так же, как и мысли хозяина ломбарда.

б)  «Объектом иронии автора становятся философские размыш­ления Иудина, которые вступают в противоречия с его гнусными по­ступками (предл.40-46). Ведь безжалостная привычка обирать лю­дей, оказавшихся на грани нищеты, стала нормой его жизни; ростовщик действительно жестокий «крокодил».

Думается, что теперь ты легко сможешь написать комментарий к следующему тексту, используя рекомендации этой главы.

(1)В мое купе вошли двое пассажиров. (2)Это были мужчина в тем­ном широком плаще и с ним паренек лет девяти-десяти. (3)В купе было полутемно, и мальчик зажег у своего места ночничок для чтения.

(4)Их приглушенные голоса, которыми они время от времени пере­кидывали друг другу короткие фразы вроде: «А зубную щетку ты не за­был?» — «Нет, не забыл» — звучали как-то не совсем по-обычному, осо­бенно голос отца. (5)Из двоих мне лучше был виден мальчик, сидевший на нижнем месте напротив меня. (6)Сняв куртку, он оказался в желтова­том кургузом костюмчике. (7)Светлый, неуклюжий, он больше всего по­ходил на маленькое соломенное чучело, не страшное даже птицам.

(8)Мужчину со своей верхней полки я не видела: видны были только его руки — опрятные, небольшие, с розовыми ногтями. (9)Красивые ру­ки. (10)У мальчика, напротив, руки были зажатые, худенькие. (11)Они лежали, покорно скрещенные на колене.

(12)Поезд тронулся. (13)Мальчик достал из дорожной сумки книгу и погрузился в чтение. (14)Мужчина спросил его: (15)—Донат! (16)Что ты читаешь?

  • Мальчик покорно ответил:
  • — Артур Конан Дойль, «Долина ужаса».
  • — Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл». (20)Пора бы привыкнуть.
    • В английских словах конечное «эль» звучит не мягко, а твердо.
    • Повтори, пожалуйста, имя автора.
    • — Артур Конан Дойл, — послушно сказал мальчик.
    • — Так-то лучше. (25)Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на конце?
  • — Так ребята говорят… нашего класса.
  • — Не надо подражать «ребятам нашего класса». (28)Мы должны быть не хуже их, а лучше. (29)Не ниже по развитию, а выше. (ЗО)Многие ли из них могут читать того же Конан Дойла в подлиннике? (31 )А ты мо­жешь. (32)3нание английского языка — признак культурного человека. (ЗЗ)Английский — это латынь нашего времени. (34)Ты меня понял?
  • — Понял, — чуть слышно отозвался Донат.
  • — Не слышу. (37)Повтори громче.
    • — Понял, — почти крикнул мальчик.
    • — Ну, это уже слишком. (40)Так ты весь вагон разбудишь. (41)Повтори еще раз, умеренным голосом: «Понял тебя, папа».

(42)— Понял тебя, папа, — чуть помедлив, повторил мальчик. (43)Еле заметное раздражение скрипнуло в его голосе.

(44)— Учись себя контролировать, — продолжал отец. (45)— И во­обще что это за чтение — «Долина ужаса»? (46)Развлекательная беллет­ристика, не больше. (47)В твоем возрасте пора иметь другой круг интере­сов. (48)Я, например, в десять лет уже читал классиков — Толстого, Достоевского, Лескова, Стендаля. (49)Почему-то я до сих пор не смог привить тебе любовь к классической литературе…

(50)Впрочем, я не из тех отцов, которые докучно опекают своих сы­новей. (51 )Мягко направлять — мой метод воспитания. (52)Читай, пожа­луй, хоть «Долину ужаса», если она тебя занимает. (53)Когда-нибудь ты, Донат, сам созреешь и начнешь читать достойные книги…

(54)«Что за странное имя — Донат? — подумала я. (55)— До сих пор не встречала еще человека с таким именем. (56)Отец, видно, специально подыскивал имя позаковыристее».

(57)Помолчав, мужчина предложил Донату умыться на ночь; тот по­корно удалился с полотенцем через плечо. (58)Минуты через две Донат вернулся. (59)«Уже?» — неодобрительно спросил отец. (60)«Уже», — подтвердил Донат. (61)«Покажи руки». (62)Донат показал. (63)«Ну, так и быть, можешь ложиться». (64)Теперь уже отец взял мыльницу и с поло­тенцем через плечо проследовал в коридор. (65)Я исподтишка наблюдала за мальчиком. (66)А он вел себя странно.

(67)Из глубины своей дорожной сумки мальчик вынул тетрадь, вы­рвал из нее лист. (68)Он положил его на вагонный столик и, заслоняя лист рукой, стал что-то писать. (69)Когда он ненадолго отвел руку, я уви­дела, что он писал. (70)Красивым почерком, редким у наших школьни­ков, он выводил, строка за строкой, одни и те же слова: «Долина ужаса. Долина ужаса. Долина ужаса…»

(71)Исписана была уже почти вся страница. (72)Вдруг, услышав ка­кой-то шум в коридоре, мальчик схватил лист и, скомкав, сунул его в карман, бросил тетрадь обратно в сумку, разделся и нырнул под одеяло…

(73)Вернулся отец мальчика, улегся спать. (74)Поезд мерно покачи­вало, было тепло и уютно.

(75)Все было бы хорошо, но слова «долина ужаса» не давали мне покоя. (76)Что хотел сказать мальчик, выписывая без конца эти два слова?

{По рассказу И. Грековой «В вагоне») Переходим к анализу авторской позиции.

Предложения интернет-магазинов