Сочинение ЕГЭ критериИ оценки ответа на задания части 2

Требования к части 2

Давайте сначала познакомимся с критериями оценки ответа на за­дания части 21.

Критерии оценивания ответа на задание части 2 Баллы
I Содержание сочинения  
К 1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочине­ния) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулиров­кой проблемы, нет 1
  Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из про­блем исходного текста.

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулиро­вал неверно (в той или иной форме в любой из частей со­чинения) одну из проблем исходного текста, то такая рабо­та по критериям К 1 — К 4 оценивается 0 баллов

0

1 Использованы материалы Портала информационной поддержки Единого государственного экзамена (ege.edu.ru).

Критерии оценивания ответа на задание части 2 Баллы  
К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста    
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3  
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

2  
  Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но

экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного

текста, важного для понимания проблемы,

или

в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста

1  
     
  Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомменти­рована, или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, свя­занной с пониманием исходного текста, или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуе­мым проблема, или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его

фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент ис­ходного текста

0  
КЗ Отражение позиции автора исходного текста    
  Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказ­чика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1  
Критерии оценивания ответа на задание части 2 Баллы  
  Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулиро­вана неверно, или

позиция автора исходного текста не сформулирована

0  
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по про­блеме    
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художест­венной, публицистической или научной литературы) 3  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или

привел только 1 аргумент из художественной, публицисти­ческой или научной литературы

2  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт 1  
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, по­ставленной автором текста (согласившись или не согласив­шись с позицией автора), но не привел аргументов, или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:

«Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе

0  
II Речевое оформление сочинения    
К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения    
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

—       логические ошибки отсутствуют, последовательность изло­жения не нарушена;

—      в работе нет нарушений абзацного членения текста

2  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена 1 логическая ошибка, и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1  
Критерии оценивания ответа на задание части 2 Баллы
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки, и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0
Кб Точность и выразительность речи  
  Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

‘Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К 10

2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения

мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи, или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамма­тического строя речи, но

есть нарушения точности выражения мысли

1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и одно­образием грамматического строя речи. 0
III Грамотность  
К 7 Соблюдение орфографических норм  
  орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
допущено не более 2 ошибок 2
допущено 3—4 ошибки 1
допущено более 4 ошибок 0
К 8 Соблюдение пунктуационных норм  
  пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
допущено 1-3 ошибки 2
допущено 4-5 ошибок 1
допущено более 5-и ошибок 0
К 9 Соблюдение языковых норм  
  грамматических ошибок нет 2

я

Критерии оценивания ответа на задание части 2 Баллы
  допущено 1-2 ошибки 1
допущено более 2 ошибок 0
К 10 Соблюдение речевых норм  
  допущено не более 1 речевой ошибки 2
допущено 2-3 ошибки 1
допущено более 3 ошибок 0
К 11 Соблюдение этических норм  
  этические ошибки в работе отсутствуют 1
  допущены этические ошибки (1 и более) 0
К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом мате­риале  
  фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
  допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 23

При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения 1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);

К8 — пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — допущено не более двух ошибок;

К8 — допущено одна-три ошибки;

К9 — грамматических ошибок нет;

К10 — допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до

150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-‘К12) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание части 2

Аргумент — довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать — т.ее. приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст — текст, предложенный экзаменуемому для анализа.

Идея авторская — главная мысль текста, отражающая отношение автора к

изображаемому.

Комментарий проблемы — толкование, изъяснение основного вопроса исход­ного текста.

Коммуникативный замысел — попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция — способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).

Мнение — собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения.

Проблема исходного текста — основной вопрос, поставленный в тексте, тре­бующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть не­сколько.

Проблематика — совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

Позиция автора — отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на по­ставленные вопросы (проблемы)).

Фоновый материал — материал, который экзаменуемый использовал для до­казательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.). Фактологическая точность — отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.

Формально заявленное мнение — бездоказательное мнение («Я согласен / не согласен с автором»).

Формулировка проблем исходного текста — определение основных вопро­сов, поставленных автором в тексте.

Этика — учение о нравственности, о правилах поведения человека. Корректность — вежливость, тактичность, учтивость.

Этически корректно сформулировать свое мнение — т.е. деликатно, тактич­но, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться). Этически некорректно сформулировать свое мнение — т.е. выразить его не­деликатно, в грубой форме.

 

Надеюсь, теперь понятно, каковы новые требования к части 2? Еще хочу напомнить: никогда не стесняйся задавать своему учителю вопросы, связанные с ЕГЭ, ведь он не меньше, чем ты, заинтересован в твоем успехе. Почему? Вот как поэт М. Дудин замечательно расска­зал о взаимоотношениях учителя и ученика: «Учитель и ученик… Помните, что написал на своем портрете, подаренном юному Алек­сандру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский: «Победителю- ученику от побежденного учителя»? Ученик непременно должен пре­взойти своего учителя, — в этом и есть самая высшая заслуга учите­ля, его продолжение, его право, пусть даже призрачное, на бессмер­тие. И вот что сказал Виталий Валентинович Бианки своему лучшему ученику Николаю Ивановичу Сладкову во время одной из последних прогулок: «Известно, что старые и опытные соловьи обучают пению молодых. Как говорят птицеловы, —«ставят их на хорошую песню». Но как ставят! Не тычут носом, не принуждают и не заставляют. Они просто поют. Из всех своих птичьих сил стараются петь как можно лучше и чище. Главное — чище! Чистота свиста ценится у них пре­выше всего. Старики поют, а молодые слушают и учатся. Учатся петь, а не подпевать!»

Действительно, для педагога нет выше награды, чем успехи его учеников. Поэтому давай вместе с тобой постараемся так «научиться петь», чтобы ты, получая экзаменационный сертификат с высокими баллами, увидел счастливые и благодарные глаза своего учителя.

С чего начнем? С разговора о том, как правильно понять исходный текст.

Предложения интернет-магазинов