Сочинение ЕГЭ по тексту Бунина

Пример сочинения по тексту

Автор текста ставит перед читателем проблему внешней и внутренней красоты. Что же такое истинная красота? Ставя данную проблему, известный русский писатель Иван Бунин обращается в своем тексте к образу женщины-красавицы, которая стала второй женой чиновника казенной палаты. Вот как описывает ее автор: «…она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому». Но оказалось, что за яркой внешностью скрывается недоброе сердце: женщина возненавидела маленького семилетнего мальчика, сына чиновника от первого брака. Симпатии автора на стороне беззащитного ребенка, и в контексте бунинского текста слово «красиая» становится синонимом «бездушная», «эгоистичная», «жестокая».

Об истинной и ложной красоте не раз писали русские и европейские писатели. Не обошел эту вечную тему и А. С. Пушкин в совем романе «Евгений Онегин», выведя образу двух родных сестер: Татьяны и Ольги Лариных. Ольга — красивая, милая, но пустая, кокетливая, жеманная. Татьяна — спокойная, тихая, кроткая, «она в семьей своей родной казалась девочкой чужой», но при этом духовно богатая, высоконравственная, не способная играть чужими чувствами.

Прочитав текст Ивана Бунина, я вспомнил (вспомнила), как однажды увидел (увидела) ярко-красный цветок, растущий у дороги. Я только собирался (собиралась) сорвать его, как меня предупредили: «Не рви, цветок красивый, но очень ядовитый, обожжешь руки». К сожалению, часто красота бывает ложной, ненастоящей.

После прочтения данного текста я понял (поняла), что надо ценить красоту, которая не всегда проявляется внешне.

 

Текст

Красавица

(1)Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. (2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3)Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. (5)Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

(6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. (7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. (8)И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

(9)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11)И вскоре красавица сказала горничной:

— (12)Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13)Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

(14)И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… (15)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16)Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. (17)Там спрятано и все остальное добришко его.

(И. А. Бунин)

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) — писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).

 

Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Казенная палата — губернское учреждение министерства финансов Российской империи.

Чахоточного сложения —  высокого и худого телосложения.

Срывался в фистулу — говорил со свистом.

Губернские чиновники — люди, находящиеся на государственной службе в губернии.

Тюфячок — небольшой матрас.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.

Примеры фраз из текста:

— И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его.

— И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна…

Примеры собственных формулировок:

— Автор текста ставит перед читателем проблему внешней и внутренней красоты.

— Истинная красота… Что это такое? Всегда ли то, что внешне прекрасно, также очаровательно изнутри?

— На протяжении жизни человек духовно-нравственно развивается, к нему приходит понимание истинной и ложной красоты. Именно эту проблему ставит перед читателями Иван Алексеевич Бунин.

— Что же такое истинная красота? Показав данную проблему, …

— Как же определить истинную красоту? Ставя данную проблему, известный русский писатель Иван Бунин обращается в своем тексте к …

— Автор размышляет о том, что настоящая красота …

— Предложенный нам текст писателя полемичен и интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: …

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны подтверждать идею автора, а не опровергать ее.

Возможные варианты начала комментариев:

— Автор текста доказывает, что …

— Видно, что рассуждения автора основаны в первую очередь на …

— Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание …

— В качестве примера хочу обратить внимание на …

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

— Автор убеждает, что …

— Авторская позиция ясна: …

— Безусловно, автор текста стремится …

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь вы можете опираться на художественные произведения, в которых поднимается проблема истинной и ложной красоты (например, сестры Татьяна и Ольга Ларины в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Элен Курагина и Наташа Ростова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Примеры произведений, в которых поднимается проблема истинной и ложной красоты:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.)

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818-1820), «Кавказский пленник», «Цыганы» (1824), «Капитанская дочка» (1832-1836), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823-1831), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829).

М. Ю. Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1841), «Листо» (1841), «Мцыри» (1839).

И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869).

Ф. И. Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…» (1870).

А. А. Фет «Шепот, робкое дыхание…» (1850), «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «Я тебе ничего не скажу…» (1885).

И. С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1875).

Л. Н. Толстой «Война и мир» (1863-1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).

Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).

А. П. Чехов «Вишневый сад» (1903), «Три сестры» (1901).

А. А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911-1914), «Незнакомка» (1906), «О доблестях, о подвигах, о славе» (1908).

М. И. Цветаета «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1966-1967).

М. А. Шолохов «Тихий Дон» (1925-1940).

У. Шекспир «Ромео и Джульетта (1594-1595), сонеты: №66 «Измучась всем, я умереть хочу…» (пер. Б. Пастернака), №68 «Его лицо — одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).

 

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) …

— Проблема затронутая в …

— Вопрос о … актуален для русской литературы. Например, …

— Размышляя о …, я хочу обратиться к …

— Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором …

— Об истинной и ложной красоте не раз …

 

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример вашего отношения к тем или иным событиям настоящего, очевидцем которых вы стали или о которых слышали из средств массовой информации или Интернета.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Прочитав текст, я понял (поняла) …

— Я считаю …

— Я полагаю, что …

— Например, для меня …

— Я готов (готова) объяснить, почему …

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет читателя понять, что …

— После прочтения данного текста …

— Подводя итог своему размышлению, хочу …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

— Подводя итоги …

Предложения интернет-магазинов