Сочинение ЕГЭ по тексту Горького

Пример сочинения

Автор текста заставляет читателя задуматься над тем, в чем заключается счастье. Кто более счастлив: Уж или Сокол? Именно эту проблему ставит Максим Горький перед своими читателями. Предложенный нам текст писателя полемичен, поскольку автор показывает два образа жизни. Симпатии М. Горького очевидны: смысл жизни, счастье в постоянном покое, в борьбе. Свое понимание жизни автор вкладывает в слова Сокола: «Я знаю счастье!.. Я храбро бился!…Я видел небо!.. Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!» Сокол бромается вниз с обрыва, пытаясь взлететь, но разбивается о камни. Жизнь птицы искрометная, яркая, но очень короткая. Горьковское произведение романтическое, но автор убежден в том, что надо ценить такую жизнь, как у Сокола.

А как бы я решил (решила) поставленную автором проблему? Чье восприятие жизни мне ближе? К сожалению, я не могу сразу однозначно ответить на этот вопрос. В одной стороны, яркая, незабываемая жизнь — удел сильных, часто романтических личностей. Например, известный герой романтической поэмы М. Ю. Лермонтова, Мцыри, умирает, но счастлив, так как прожил три дня на свободе, прожил их полной жизнью: любил, преодолевал опасности, боролся. С другой стороны — мои родители. Ничем не примечательные люди, больше всего ценят семейный уют, благополучие детей, тишину и покой. Но при этом я вижу, что они счастливы, воспитывая двоих детей и принося пользу на работе (мои родители — врачи).

Уверен (уверена), что каждый человек должен сам для себя определить, что же значит для него счастье, как прожить счастливую жизнь.

 

Текст

«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.   Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень…   А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…   Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя.   Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…   С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень…   Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…   Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:   — Что, умираешь?   — Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!   — Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!   Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.   И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»   Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами…   Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.   И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:   — О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..   А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..»   И предожил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии».   И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.   И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.   И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…   Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.   А волны моря с печальным ревом о камень бились… И трупа птицы не видно было в морском пространстве…

(М. Горький)

Максим Горький (1868-1936) — писатель-прозаик, драматург.

 

Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Все прахом будет — все умрем.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.

Примеры фраз из текста:

— Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!

— И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

— О, счастье битвы!

Примеры собственных формулировок:

— Автор текста заставляет читателя задуматься над тем, в чем заключается счастье. В предложенном тексте раскрывается два восприятия и понимания жизни.

— В чем же счастье? Об этом предлагает задуматься читателю автор текста.

— Каждый из нас озабочен поисками счастья, своего предназначения, смысла жизни. Именно эту проблему поднимает в своем тексте М. Горький.

— Что же такое счастье? Кто более счастлив: Уж или Сокол? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями.

— Автор размышляет о том, что …

— Предложенный нам текст писателя полемичен, поскольку автор показывает два образа жизни.

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны подтверждать идею автора, а не опровергать ее.

Возможные варианты начала комментариев:

— Автор текста доказывает, что …

— Видно, что рассуждения автора основаны в первую очередь на …

— Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание …

— В качестве примера хочу обратить внимание на …

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

— Автор убеждает, что …

— Авторская позиция ясна: …

— Безусловно, автор текста стремится …

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте, который состоит как из произведений, прочитанных на уроках литературы, так и по собственному усмотрению.

Примеры произведений, в которых поднимается проблема поиска смысла жизни:

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (XVII в.).

А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Поэту» (1830), «Капитанская дочка» (1832-1836), «Евгений Онегин» (1823-1831).

М. Ю. Лермонтов «И скучно и грустно» (1840), «Пророк» (1841), «Мцыри» (1839), «Герой нашего времени» (1838-1840).

А. И. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов».

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (1862).

Н. С. Лесков «Очарованный странник» (1872-1873).

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1875).

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (1866).

А. П. Чехов «Вишневый сад» (1903), «Три сестры» (1901).

М. А. Булгаков «Собачье сердце» (1925), «Мастер и Маргарита» (1966).

Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949).

Данте «Божественная комедия» (1307-1321).

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) …

— Проблема затронутая в …

— Вопрос о … актуален для русской литературы. Например, …

— Размышляя о …, я хочу обратиться к …

— Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором …

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример вашего отношения к тем или иным событиям настоящего, очевидцем которых вы стали или о которых слышали из средств массовой информации или Интернета.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Прочитав текст, я понял (поняла) …

— Я считаю …

— Я полагаю, что …

— Например, для меня …

— Я готов (готова) объяснить, почему …

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет читателя понять, что …

— После прочтения данного текста …

— Подводя итог своему размышлению, хочу …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

— Подводя итоги …

Предложения интернет-магазинов