Грамматические нормы русского языка

Формулировка задания: в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в об­разовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ быстрее нет новых ДЖИНСОВ нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВО мощные КОМПЬЮТЕРА в ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году

Правильный ответ: компьютеры

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи:

ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;

РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;

СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных;

ПАДЕЖНЫХ ФОРМ имён числительных;

СОБИРАТЕЛЬНЫХ имён числительных;

числительных ОБА, ОБЕ;

ЛИЧНЫХ местоимений;

ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКОНЕНИЯ некоторых глаголов;

ЛИЧНЫХ ФОРМ глаголов;

ВОЗВРАТНЫХ ФОРМ глагола с суффиксом -СЯ;

форм ПРОШЕДЕГО ВРЕМЕНИ некоторых глаголов с суффиксом -НУ-;

ПРИЧАСТИЙ и ДЕЕПРИЧАСТИЙ.

  1. Нормативное образование ИМЕНИТЕЛЬНОГО и РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшее затрудне­ние у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо строго определённых правил для запоминания окончаний имён существительных в И.п. и Р.п. множественного числа.

1.1. Нормативное образование форм ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕН­НОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  1. Список слов с нормативным окончанием -Ы (-И) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Именительный падеж единственного числа Именительный падеж множественного числа  
БУХГАЛТЕР БУХГАЛТЕРЫ  
ВОЗРАСТ ВОЗРАСТЫ  
ВЫГОВОР ВЫГОВОРЫ  
ГРИФЕЛЬ ГРИФЕЛИ  
Именительный падеж единственного числа Именительный падеж множественного числа
   
ДИСПЕТЧЕР ДИСПЕТЧЕРЫ
ДОГОВОР ДОГОВОРЫ
ДРАЙВЕР ДРАЙВЕРЫ
ИНЖЕНЕР ИНЖЕНЕРЫ
ИНСТРУКТОР ИНСТРУКТОРЫ
ИНСПЕКТОР ИНСПЕКТОРЫ
КОМПРЕССОР КОМПРЕССОРЫ
КОНСТРУКТОР КОНСТРУКТОРЫ
КОНТЕЙНЕР КОНТЕЙНЕРЫ
КОРРЕКТОР КОРРЕКТОРЫ
ЛЕКАРЬ ЛЕКАРИ
МЕСЯЦ МЕСЯЦЫ
ПЛЕЕР ПЛЕЕРЫ
ПОЛИС ПОЛИСЫ
ПОРТ ПОРТЫ
ПОЧЕРК ПОЧЕРКИ
ПРОЖЕКТОР ПРОЖЕКТОРЫ
ПУДЕЛЬ ПУДЕЛИ
РЕДАКТОР РЕДАКТОРЫ
РЕКТОР РЕКТОРЫ
СВИТЕР СВИТЕРЫ
СКЛАД СКЛАДЫ
СЛЕСАРЬ СЛЕСАРИ
СЛОГ СЛОГИ
СНАЙПЕР СНАЙПЕРЫ
СТОЛЯР СТОЛЯРЫ
ТАБЕЛЬ ТАБЕЛИ
ТОКАРЬ ТОКАРИ
ТОРТ ТОРТЫ
ТРАКТОР ТРАКТОРЫ
ТРЕНЕР ТРЕНЕРЫ
ФЛИГЕЛЬ ФЛИГЕЛИ
ФРОНТ ФРОНТЫ
ШОФЁР ШОФЁРЫ
  1. Список слов с нормативным окончанием -А (-Я) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Именительный падеж единственного числа Именительный падеж множественного числа  
     
АДРЕС АДРЕСА  
ВЕКСЕЛЬ ВЕКСЕЛЯ  
ВОРОХ ВОРОХА  
ДИРЕКТОР ДИРЕКТОРА  
ДОКТОР ДОКТОРА  
Именительный падеж единственного числа Именительный падеж множественного числа
   
КАТЕР КАТЕРА
КИТЕЛЬ КИТЕЛЯ
КОЛОКОЛ КОЛОКОЛА
КУЗОВ КУЗОВА
КУПОЛ КУПОЛА
КУЧЕР КУЧЕРА
ОКОРОК ОКОРОКА
ОКРУГ ОКРУГА
ОРДЕР (письменное распоряжение) ОРДЕРА
ПАСПОРТ ПАСПОРТА
ПОВАР ПОВАРА
ПОГРЕБ ПОГРЕБА
ПРОФЕССОР ПРОФЕССОРА
ПОЯС ПОЯСА
СОРТ СОРТА
СТОГ СТОГА
СТОРОЖ СТОРОЖА
ТЕНОР ТЕНОРА
ТЕРЕМ ТЕРЕМА
ТОПОЛЬ ТОПОЛЯ
ФЕЛЬДШЕР ФЕЛЬДШЕРА
ФЛЮГЕР ФЛЮГЕРА
ХУТОР ХУТОРА
ШТАБЕЛЬ ШТАБЕЛЯ
ШТЕМПЕЛЬ ШТЕМПЕЛЯ
ЯКОРЬ ЯКОРЯ

Примечание:

1) Необходимо запомнить следующие формы:

КОРПУСЫ (туловища) — КОРПУСА (здания)

ЛАГЕРИ (политические группировки) — ЛАГЕРЯ (туристические)

МУЖИ (государственные) — МУЖЬЯ (в семьях)

ЗУБЫ (у человека, животных) — ЗУБЬЯ (у пилы)

ПРОПУСКИ (пробелы) — ПРОПУСКА (документы)

ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) — ОРДЕНА (награды)

ОБРАЗЫ (художественные) — ОБРАЗА (иконы)

ТОНЫ (звуки) — ТОНА (оттенки цвета)

ХЛЕБЫ (пищевые продукты) — ХЛЕБА (злаки)

ДНО-ДОНЬЯ

КУРИЦА — КУРЫ

ЧЕЛОВЕК-ЛЮДИ

РЕБЕНОК-ДЕТИ

ПОЛЕНО — ПОЛЕНЬЯ

СУДНО-СУДА

  • Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.
  • Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы име­нительного числа множественного числа ряда существительных:

Знает наша детвора:                                                                            Провели переговоры —

В вузе есть профессор А!                                                                  Заключили договорЫ.

1.2. Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕН­НОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа  
     
АБРИКОСЫ АБРИКОСОВ  
АНАНАСЫ АНАНАСОВ  
АПЕЛЬСИНЫ АПЕЛЬСИНОВ  
БАКЛАЖАНЫ БАКЛАЖАНОВ  
БАНАНЫ БАНАНОВ  
ГРАНАТЫ ГРАНАТОВ  
ЛИМОНЫ ЛИМОНОВ  
МАНДАРИНЫ МАНДАРИНОВ  
ПАТИССОНЫ ПАТИССОНОВ  
ПОМИДОРЫ ПОМИДОРОВ  
ТОМАТЫ ТОМАТОВ  
НО:  
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа  
     
ДЫНИ ДЫНЬ  
СЛИВЫ СЛИВ  
ЯБЛОКИ ЯБЛОК  
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:  
   
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа  
     
БАХИЛЫ (обувь) БАХИЛ  
БОТИНКИ БОТИНОК  
БУТСЫ БУТС  
БРЮКИ БРЮК  
ВАЛЕНКИ ВАЛЕНОК  
ГЕТРЫ ГЕТР  
КАЛЬСОНЫ КАЛЬСОН  
КАСТАНЬЕТЫ КАСТАНЬЕТ  
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
КРОССОВКИ КРОССОВОК
МОКАСИНЫ МОКАСИН
ПАНТАЛОНЫ ПАНТАЛОН
ПОГОНЫ ПОГОН
САПОГИ САПОГ
ТАПКИ ТАПОК
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЧУЛКИ ЧУЛОК
ШАРОВАРЫ ШАРОВАР
ШОРТЫ ШОРТ
ЭПОЛЕТЫ ЭПОЛЕТ
НО:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
БРИДЖИ БРИДЖЕИ
ГОЛЬФЫ ГОЛЬФОВ
ДЖИНСЫ ДЖИНСОВ
КЛИПСЫ КЛИПСОВ
ЛАМПАСЫ ЛАМПАСОВ
НОСКИ НОСКОВ
РЕЛЬСЫ РЕЛЬСОВ

Примечание:

Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного чис­ла имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём — приём облегчённого запоминания:

  • НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;
  • ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.

Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ — пара ЧУЛОК.

Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множе­ственного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее чет­веростишье:

Я оставил ей в залог Пару модненьких чулок И уехал сразу в Псков С ящиком цветных носкОВ.

  1. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
АРМЯНЕ АРМЯН
БАШКИРЫ БАШКИР
БОЛГАРЫ БОЛГАР
БУРЯТЫ БУРЯТ
ГРУЗИНЫ ГРУЗИН
ЛЕЗГИНЫ ЛЕЗГИН
ОСЕТИНЫ ОСЕТИН
РУМЫНЫ РУМЫН
ТАТАРЫ ТАТАР
ТУРКИ ТУРОК
ТУРКМЕНЫ ТУРКМЕН
ЦЫГАНЕ ЦЫГАН
НО:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
МОНГОЛЫ МОНГОЛОВ
ТАДЖИКИ ТАДЖИКОВ
ХОРВАТЫ ХОРВАТОВ
ЯКУТЫ ЯКУТОВ
  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
Именительный падеж единственного числа (-ЦЕ) Родительный падеж множественного числа (-ЕЦ)
БЛЮДЦЕ БЛЮДЕЦ
ЗЕРКАЛЬЦЕ ЗЕРКАЛЕЦ
КОПЫТЦЕ КОПЫТЕЦ
ОДЕЯЛЬЦЕ ОДЕЯЛЕЦ
ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТЕНЕЦ
СЕРДЦЕ СЕРДЕЦ
ЩУПАЛЬЦЕ ЩУПАЛЕЦ
НО в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ЕВ:
Именительный падеж единственного числа Родительный падеж множественного числа
БОЛОТЦЕ БОЛОТЦЕВ
ДЕРЕВЦЕ ДЕРЕВЦЕВ
ОКОНЦЕ ОКОНЦЕВ
  1. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятель­ности, чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
ГАРДЕМАРИНЫ ГАРДЕМАРИН
ГРЕНАДЕРЫ ГРЕНАДЕР
ГУСАРЫ ГУСАР
ДРАГУНЫ ДРАГУН
КАДЕТЫ (воспитанники военного заведе­ния) КАДЕТ
ПАРТИЗАНЫ ПАРТИЗАН
СОЛДАТЫ СОЛДАТ
УЛАНЫ УЛАН
НО:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
САПЕРЫ САПЕРОВ
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) Родительный падеж множественного числа (-ИЙ)
БЕГУНЬЯ БЕГУНИИ
ГНЕЗДОВЬЕ ГНЕЗДОВИИ
ЗАПЯСТЬЕ ЗАПЯСТИИ
КУШАНЬЕ КУШАНИИ
НАДГРОБЬЕ НАДГРОБИИ
ОЖЕРЕЛЬЕ ОЖЕРЕЛИИ
ОЛАДЬЯ ОЛАДИИ
ОТРОДЬЕ ОТРОДИИ
ПЕЧЕНЬЕ ПЕЧЕНИИ
ПЛЯСУНЬЯ ПЛЯСУНИЙ
ПОБЕРЕЖЬЕ ПОБЕРЕЖИИ
ПОВЕРЬЕ ПОВЕРИИ
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ПОДЗЕМЕЛИИ
СИДЕНЬЕ СИДЕНИИ
СОЛЕНЬЕ СОЛЕНИИ
УВЕЧЬЕ УВЕЧИИ
УЩЕЛЬЕ УЩЕЛИИ
Именительный падеж Родительный падеж множественного числа  
ВЕРХОВЬЕ ВЕРХОВЬЕВ  
КОРЕНЬЯ КОРЕНЬЕВ  
ЛОХМОТЬЯ ЛОХМОТЬЕВ  
НИЗОВЬЕ НИЗОВЬЕВ  
ПЛАТЬЕ ПЛАТЬЕВ  
ПОДМАСТЕРЬЕ ПОДМАСТЕРЬЕВ  
УГОДЬЯ УГОДЬЕВ  
УСТЬЕ УСТЬЕВ  
ХЛОПЬЯ ХЛОПЬЕВ  
  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в ро­дительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЁ; -ЬЯ под ударением) Родительный падеж множественного числа (-ЕЙ)
РУЖЬЕ РУЖЕЙ
ЛАДЬЯ ЛАДЕИ

НО:

Именительный падеж единственного числа Родительный падеж множественного числа
КОПЬЕ КОПИИ
  1. Имена существительные, обозначающие название единиц измерения и обычно употребляющиеся с именами числительными, в родительном падеже множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
АМПЕРЫ АМПЕР
АРШИНЫ АРШИН
БАЙТЫ БАЙТ ‘
ВАТТЫ ВАТТ
ВОЛ&ТЫ ВОЛЬТ
ДЕЦИБЕЛЫ ДЕЦИБЕЛ

НО:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
ГРАММЫ ГЕКТАРЫ КИЛОГРАММЫ ГРАММОВ ГЕКТАРОВ КИЛОГРАММОВ
  1. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ей:
Именительный падеж Родительный падеж множественного числа
бредни бредней
будни будней
гантели гантелей
доли долей
дяди дядей
злыдни злыдней
кегли кеглей
козни козней
ладони ладоней
простыни простыней
распри распрей
скатерти скатертей
тёти тетей
чукчи чукчей
ясли яслей
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
   
Именительный падеж Родительный падеж множественного числа
баржи барж
басня басен
башня башен
брызги брызг
вафля вафель
дело много ДЕЛ
копна КОПЕН или КОПН
кочерга КОЧЕРЕГ
кухня кухонь
МАКАРОНЫ МАКАРОН
манжета манжет
няня нянь
петля ПЕТЕЛЬ
сабля сабель
серьга серёг
сплетня сплетен
туфли туфель
цапля цапель
шпроты шпрот
яблоня яблонь
  1. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:
Именительный падеж Родительный падеж множественного числа
БРОНХИ БРОНХОВ
ГЕОРГИНЫ ГЕОРГИНОВ
ДЕБАТЫ ДЕБАТОВ
ЗАМОРОЗКИ ЗАМОРОЗКОВ
КОНСЕРВЫ КОНСЕРВОВ
НЕРВЫ НЕРВОВ

Примечание:

  • Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных:

КОММЕНТАРИИ — без КОММЕНТАРИЕВ СУМЕРКИ — после СУМЕРЕК СОСИСКИ — килограмм СОСИСОК

  • Следует обратить внимание на группу имён существительных, оканчивающихся на —

НЯ:

  • если перед -НЯ стоит гласная буква, то согласная в нулевом окончании будет мяг­кой (после этой согласной на письме будет стоять Ь):

БОГИНЯ — много БОГИНЬ;

  • если перед -НЯ стоит согласная буква, то согласная в нулевом окончании будет твёрдой (после этой согласной на письме НЕ будет стоять Ь):

БАСНЯ — много БАСЕН БАШНЯ — много БАШЕН ВИШНЯ — много ВИШЕН КОНЮЩНЯ — много КОНЮШЕН КОФЕЙНЯ — много КОФЕЕН ЧЕРЕЩНЯ — много ЧЕРЕШЕН.

  1. Нормативное определение РОДА некоторых склоняемых ИМЁН СУЩЕСТВИ­ТЕЛЬНЫХ

Следует правильно определять род следующих склоняемых имен существительных:

Склоняемое имя существительное Его род Пример употребления в речи вместе с именем прилагательным
ШАМПУНЬ мужской род ИМПОРТНЫИ ШАМПУНЬ — мыть голову ИМПОРТНЫМ ШАМПУНЕМ
ТЮЛЬ мужской род КРАСИВЫЙ ТЮЛЬ — любуюсь КРАСИ­ВЫМ ТЮЛЕМ
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ мужской род МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ — МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ в апреле.
МОЗОЛЬ женский род БОЛЬНАЯ МОЗОЛЬ — наступить на БОЛЬ­НУЮ МОЗОЛЬ палец с МОЗОЛЬЮ
ТАПКА * женскии род ПРАВАЯ ТАПКА — не могу найти ПРА­ВУЮ тапку — сбросить с ноги ТАПКУ
Склоняемое имя существительное Его род Пример употребления в речи вместе с именем прилагательным
ТУФЛЯ женский род ЧЬЯ ТУФЛЯ?
КРОССОВКА женский род ЛЕВАЯ КРОССОВКА — порвать ЛЕВУЮ КРОССОВКУ
ПЛАЦКАРТА женский род ОДНА ПЛАЦКАРТА
ПОВИДЛО средний род пироги с ПОВИДЛОМ
  1. Нормативное употребление СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных

В задании ЕГЭ по русскому языку, проверяющем владение грамматическими нормами, регулярно приводятся примеры ошибок, связанных со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных (например, «более мо­ложе», «самый кратчайший»), поэтому рассмотрим способы образования этих форм.

Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных

  СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПРЕВОСХОДНАЯ
ПРОСТАЯ ФОРМА К основе исходного имени при­лагательного прибавляются сле­дующие суффиксы: ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ.

Примеры:

Красивый — красивЕЕ Тяжелый — тяжелЕЙ Громкий — громчЕ Тонкий — тоньШЕ

К основе исходного имени прила­гательного прибавляются сле­дующие суффиксы: ЕЙШ, АЙШ.

Примеры:

Красивый — красивЕЙШий Тонкий — тончАЙШий

СОСТАВНАЯ ФОРМА Состоит из двух слов: БОЛЕЕ + начальная форма прилагательного

Примеры:

Красивая — БОЛЕЕ красивая Тонкий — БОЛЕЕ тонкий

Состоит из двух слов: САМЫЙ + начальная форма прилагательного

или

НАИБОЛЕЕ + начальная фор­ма прилагательного

Примеры:

Красивая — САМАЯ красивая Умный — НАИБОЛЕЕ умный

Примечание:

Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных: нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Ошибочными являются следующие образования:

А) Она более умнее, чем он.

Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме сравнительной степени (УМНЕЕ) присоединяется частица БОЛЕЕ, которая, как известно, используется при образо­вании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагатель­ного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.

Правильные варианты построения этого предложения:

Она более умная, чем он (БОЛЕЕ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГА­ТЕЛЬНОГО).

Она умнее, чем он (основа исходного имени прилагательного + суффикс ЕЕ).

Б) Это самая высочайшая в городе башня.

Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме превосходной степени (ВЫСОЧАЙШАЯ) присоединяется частица САМАЯ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «пре­восходства», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.

Правильные варианты построения этого предложения:

Это самая высокая башня в мире (САМАЯ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).

Это высочайшая башня в мире (основа исходного имени прилагательного + суффикс АЙШ).

  1. Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных

5.1. Склонение имён числительных, обозначающих целые числа

  1. Склонение имён числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО.

Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такое же окончание, что и в именительном падеже; в остальных падежах — окончание -А.

И.п. СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов)
Р.п. СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов)
Д.п. СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домам)
В.п. СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов)
Т.п. СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домами)
П.п. О СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домах)
  1. Склонение имён числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.

При склонении сложных числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕ­СЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ изменяются обе части по образцу существительных третьего скло­нения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:

И.п. ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов)
Р.п. ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов)
Д.п. ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам)
В.п. ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов)
Т.п. ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮ­ДЕСЯТЬЮ (домами)
П.п. О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах)
3. Склонение имен числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА. При склонении сложных числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА изменя­ются обе части.
И.п. ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов)
Р.п. ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ (домов)
Д.п. ДВУМСТАМ, ТРЁМСТАМ, ЧЕТЫРЁМСТАМ (домам)
В.п. ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов)
Т.п. ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами)
П.п. ДВУХСТАХ, ТРЕХСТАХ, ЧЕТЫРЕХСТАХ (домах)

Примечание: в случае затруднения при склонении таких имён числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:

Р.п. нет (ЧЕГО?) двух, трёх, четырёх нот = нет двухсот, трёхсот, четырёхсот домов;

Д.п. рад (ЧЕМУ?) двум, трём, четырём нотам = рад двумстам, трёмстам, четырём­стам домам;

Т.п. доволен (ЧЕМ?) двумя, тремя, четырьмя нотами = двумястами, тремястами, че­тырьмястами домами;

П.п. думаю (О ЧЁМ?) о двух, трёх, четырёх нотах = о двухстах, трёхстах, четырёхстах нотах.

Обратите внимание на родительный падеж, так как в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: нет (ЧЕГО?) ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ нот.

  1. Склонение имён числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬ­СОТ, ДЕВЯТЬСОТ.

При склонении сложных числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВО­СЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ изменяются обе части: первая изменяется как имена существи­тельные третьего склонения, вторая — как слово НОТА.

И.п. ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов)
Р.п. ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов)
Д.п. ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (домам)
В.п. ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов)
Т.п. ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами)
П.п. ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах)

Примечание: для удобства в случае затруднения при склонении таких имён числи­тельных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА: И.п. пять нот = пятьсот домов; Р.п. нет (ЧЕГО?) пяти нот = пятисот домов; Д.п. рад (ЧЕМУ?) пяти нотам = пятистам домам; В.п. вижу (ЧТО?) пять нот = пятьсот домов; Т.п. доволен (ЧЕМ?) пятью нотами = пятьюстами домами; П .п. думаю (О ЧЕМ?) о пяти нотах— о пятистах.

Обратите внимание на родительный падеж, так как в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: нет (ЧЕГО?) ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИ­СОТ, ДЕВЯТИСОТ нот.

  1. Склонение составных имён числительных, обозначающих целые числа. При склонении составных числительных изменяется каждое слово:
И.п. ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги)
Р.п. (нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книг)
Д.п. ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕМ (книгам)
В.п. ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги)
Т.п. ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами)
П.п. О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книгах)

я

5.2. Склонение дробных имён числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТО­РАСТА

Склонение дробных имён числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА имеет свои особенности.

Числительные ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ в именительном и винительном падежах име­ют форму ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, а в остальных падежах — ПОЛУТОРА.

Числительное ПОЛТОРАСТА в именительном и винительном падежах имеет форму ПОЛТОРАСТА, а в остальных падежах — ПОЛУТОРАСТА.

И.п. ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей)
Р.п. ПОЛУТОРА (дней), ПОЛУТОРА (недель), ПОЛУТОРАСТА (рублей)
Д.п. ПОЛУТОРА (дням), ПОЛУТОРА (неделям), ПОЛУТОРАСТА (рублям)
В.п. ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей)
Т.п. ПОЛУТОРА (днями), ПОЛУТОРА (неделями), ПОЛУТОРАСТА (рублями)
П.п. ПОЛУТОРА (днях), ПОЛУТОРА (неделях), ПОЛУТОРАСТА (рублях)

Таким образом, в словосочетаниях «не более полторы минуты» и «полторастам друзьям» допущены серьёзные грамматические ошибки, связанные с неверным образовани­ем падежных форм дробных имён числительных ПОЛТОРЫ и ПОЛТОРАСТА.

Правильные варианты построения этих словосочетаний: «не более (ЧЕГО?) полУ- торА минут» и «(КОМУ?) полУторастА друзьям».

5.3. Склонение составных порядковых числительных

При склонении составных порядковых числительных (отвечают на вопрос КОТО­РЫЙ?) изменяется только последнее слово:

И.п. ДВЕСТИ ЧЕТВЕРЫИ кабинет
Р.п. (нет) ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТОГО кабинета
Д.п. к ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОМУ кабинету
В.п. ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТЫЙ кабинет
Т.п. ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТЫМ кабинетом
П.п. О ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОМ кабинете

Таким образом, словосочетание «в двух тысячи первом году» построено грамматиче­ски неверно. Правильный вариант его построения: «в двЕ тысячи первом году» (при склонении составных порядковых числительных мы изменяем только ПОСЛЕДНЕЕ слово).

  1. Нормативное употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т.д.) употребляются только в следующих случаях:

  • с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
  • с именами существительными ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА, а также со словом ЛИЦО, употреблённом в значении «человек»: трое детей, четверо молодых людей, двое ребят, двое незнакомых лиц;
  • с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: четверо котят, семеро козлят;
  • с существительными, имеющими форму только множественного числа: семеро суток, двое саней, четверо ножниц;
  • с личными местоимениями: нас было трое; их пришло пятеро.

Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т.д.) НЕ употребляются:

  • с именами существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери (нельзя сказать «двое дочерей»), три сестры (нельзя сказать «трое сестёр»);
  • с именами существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки (нельзя сказать «двое кошек»), три медведя (нельзя сказать «трое медведей»).
    1. Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ

Употребление этих собирательных имён числительных зависит от РОДА имени суще­ствительного:

  • имя числительное ОБА (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ) употребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата, в обоих креслах;
  • имя числительное ОБЕ (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ) употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры, к обеим сёстрам.

Грамматическая ошибка допущена в следующем предложении:

По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья.

Грамматическая ошибка состоит в том, что имя существительное женского рода (ДО­РОГА) не может сочетаться с собирательными числительными ОБА, ОБОИМИ, так как эти собирательные числительные могут употребляться только с именами существительными мужского или среднего рода.

Правильный вариант построения этого предложения:

По обеим сторонам дороги посажены красивые деревья.

  1. Нормативное образование и употребление местоимений
    • Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЯЯ», «ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в русском языке отсут­ствуют. Поэтому правильно следует говорить: ИХ ДОМ {г. не «ихний дом»)-, ИХ МАШИНА (а не «ихняя машина»); ИХ лекарство (а не «ихнее лекарство»); ИХ дети (а не «ихние де­ти»).
    • Грамматически правильными являются формы «был У НЕЁ», «увлечён ЕЮ».

Форма «У НЕЙ» носит разговорный характер и неупотребительна в письменной ре­чи. «Увлечён ей» так тоже говорить неправильно.

  • Грамматически правильными являются следующие словосочетания:

грущу по вас,

тоскую по вас.

  • При склонении к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ прибавляется на- чальная буква Н, если они стоят:

после непроизводных предлогов БЕЗ, В, ДЛЯ, ЗА, ДО, ИЗ, К, С, У и др. {без неё, за ними, от него, к ней);

после производных предлогов ВОКРУГ, ВПЕРЕДИ, ВОЗЛЕ, МИМО, НАПРОТИВ, ОКОЛО, ПОСРЕДИ, ПОСЛЕ и др., образованных от наречий и управляющих родитель­ным падежом: вокруг них; возле неё; впереди него.

Примечание:

  • НЕ прибавляется буква Н, если личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

употребляются после сложных производных предлогов, образованных от имён существи­тельных {навстречу ему, в отношении его, насчёт их, при помощи её).

  • НЕ прибавляется буква Н после предлогов, образованных от наречий и требую­щих после себя дательного падежа {наперекор ей, подобно ему, подобно им).
  • После форм сравнительной степени личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются БЕЗ начальной буквы Н. Поэтому правильно следует говорить: старше ЕЁ (а не «старше неё»); выше ЕГО (а не «выше него»).

Таким образом, словосочетания «вокруг их», «сильнее него» построены грамматически неверно. Правильный вариант их построения: «вокруг них», «сильнее его».

  1. Нормативное образование и употребление глагольных форм
  2. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного чис­ла, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПО­БЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.

В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения — об­разуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:

Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ; Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ; Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ; Я СМОГУ ОЧУТИТЬСЯ; Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.

  1. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
Начальная форма глагола Форма повелительного

наклонения (единственное число)

Форма повелительного

наклонения (множественное число)

ЛЕЧЬ ТЫ ЛЯГ

(неправильно ЛЯЖЬ)

ВЫ ЛЯГТЕ

(неправильно ЛЯЖЬТЕ)

ЕХАТЬ ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАИ, ЕЗЖАЙ) ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)
РАЗЪЕХАТЬСЯ ТЫ РАЗЪЕЗЖАЙСЯ (неправильно РАЗЪЕ- ХАЙСЯ, РАЗЪЕДЬСЯ) ВЫ РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ (неправильно РАЗЪЕХАИ- ТЕСЬ, РАЗЪЕДЬТЕСЬ)
ЕЗДИТЬ ТЫ ЕЗДИ

(неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ)

ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ)
ПОЛОЖИТЬ ТЫ положи

(неправильно ПОЛОЖЬ)

ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)
ГЛЯДЕТЬ ТЫ гляди

(неправильно ГЛЯДЬ)

ВЫ ГЛЯДИТЕ (неправильно ГЛЯДЬТЕ)
ТРОГАТЬ ТЫ НЕ ТРОГАЙ (неправильно НЕ ТРОЖЬ) ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ (неправильно НЕ ТРОЖЬ- ТЕ)
МАХАТЬ ТЫ НЕ МАШИ (неправильно НЕ МАХАЙ) ВЫ НЕ МАШИТЕ (неправильно НЕ МАХАЙ­ТЕ)
КЛАСТЬ ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ) ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ)
БЕЖАТЬ ТЫ БЕГИ

(неправильно БЕЖИ)

ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ)
ВЫСЫПАТЬ ТЫ ВЫСЫПИ (неправильно ВЫСЫПЬ) ВЫ ВЫСЫПИТЕ (неправильно ВЫСЫПЬТЕ)
ПРОПОЛОСКАТЬ ТЫ ПРОПОЛОЩИ (неправильно ПРОПОЛО­СКАЙ) ВЫ ПРОПОЛОЩИТЕ (неправильно ПРОПОЛО­СКАЙТЕ)
  1. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:

ЕЗДИТЬ — Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ) ЛАЗИТЬ — Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)

МАХАТЬ — Я МАШУ, ТЫ МАШЕШЬ, ОН МАШЕТ, МЫ МАШЕМ, ВЫ МАШЕ­ТЕ, ОНИ МАШУТ.

ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) — Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЁШЬ, ОН ЖЖЁТ, МЫ ЖЖЁМ, ВЫ ЖЖЁТЕ, ОНИ ЖГУТ.

ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) — Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЁШЬ, ОН ПЕЧЁТ, МЫ ПЕЧЁМ, ВЫ ПЕЧЁТЕ, ОНИ ПЕКУТ

БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) — Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЁШЬ, ОН БЕРЕЖЁТ, МЫ БЕРЕ­ЖЁМ, ВЫ БЕРЕЖЁТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.

СТЕРЕЧЬ — Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЁШЬ, ОН СТЕРЕЖЁТ, МЫ СТЕРЕЖЁМ, ВЫ СТЕРЕЖЁТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

  1. Для литературного языка характерны следующие глагольные формы ОН МАШЕТ (неправильно МАХАЕТ), ОН ПЛЕЩЕТСЯ (неправильно ПЛЕСКАЕТСЯ), ОН КОЛЫ­ШЕТСЯ (неправильно КОЛЫХАЕТСЯ), ОН КУДАХЧЕТ (неправильно КУДАХТАЕТ), ОН МУРЛЫЧЕТ (неправильно МУРЛЫКАЕТ), ОН МЯУКАЕТ (неправильно МЯУ­ЧИТ), ОН ПОПРОБУЕТ (неправильно ПОПРОБОВАЕТ.),
  2. При образовании возвратных форм глагола ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ следует использо­вать суффикс -СЬ, а не -СЯ.

Например: они встретились (неправильно «они встретилися»), мне хотелось (не­правильно «мне хотелося»), мы вернулись к этой теме (неправильно «мы вернулися к этой теме»), вы оденьтесь теплее (неправильно «вы оденътеся теплее»).

  1. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:

СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё-либо тело одеждой». ОДЕТЬ мож­но КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУК­ЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО- НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ.

НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА: НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? — НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО.

Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:

Нельзя надеть Надежду,

Нельзя одеть одежду.

Надеть одежду можно.

Одеть Надежду можно.

  1. Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУ­ШАТЬ БУДЕШЬ?).

В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется гово­рить о себе «Я КУШАЮ», правильнее будет сказать: «Я ЕМ». Например: «Утром Я обычно ЕМ йогурт».

Лучше так не спрашивать: «Вы уже кушали сегодня?». Правильнее спросить: «ВЫ уже ели сегодня?»

  1. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я ИЗВИНЯЮСЬ» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному гла­голу суффикс -СЯ). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИ­ТЕ) МЕНЯ».
  2. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ — ОКОНЧИТЬ: ЗАПОМНИТЕ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИ­ВЕРСИТЕТ. НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».
  3. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ: Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИТЕ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

  1. Нормативное употребление глаголов САДИТЕСЬ — ПРИСЯДЬТЕ:

НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА» (вследствие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коле­нями», то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».

  1. Слова «ДОЖИТЬ» в русском литературном языке НЕТ, поэтому нельзя так гово­рить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ», «СЛОЖИТЬ», «ОТЛО­ЖИТЬ» без приставок не употребляются. Правильно следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».
  2. Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ» и «СХО­ДИТЬ/СОЙТИ»:

Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности свер­ху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идёте с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВ­ТОБУСА.

  1. Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ — ПРЕДОСТАВИТЬ: Глагол ПРЕДСТАВИТЬ имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2)

предъявить (документы, доказательства)».

Глагол ПРЕДОСТАВИТЬ имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

  1. Запомните нормативное употребление следующих глаголов: ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД) ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД) НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ) ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК
  2. Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени ряда глаголов:
Начальная форма глагола Форма прошедшего времени этого глагола
СОХНУТЬ он СОХ (неправильно СОХНУЛ)
ПРОМОКНУТЬ он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ)
ЗАМЁРЗНУТЬ он ЗАМЁРЗ (неправильно ЗАМЁРЗНУЛ)
ОКРЕПНУТЬ он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУ Л)
  1. Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий
    1. От переходных глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда НЕ обра­зуются. Поэтому следующие формы являются грамматически неправильными: сделаю- щий, напишущий, поинтересующийся.
    2. От глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксами -А-, -Я-, а только образуются деепричастия с суффиксом -В-.

Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: сложа в стопку (правильный вариант: «сложив в стопку»); посмотря в мою сторону (правиль­ный вариант: «посмотрев в мою сторону»); не пророняя слов (правильный вариант: «не проронив слов»)

  1. От глаголов несовершенного вида (ЧТО ДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксом -В-, а только образуются деепричастия с суффиксами -А-, -Я-.

Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: смотрев вперёд (правильный вариант: «смотря вперёд»); читав книгу (правильный вариант:

«читая книгу»).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
  2. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
  • форм именительного падежа множественного числа;
  • форм родительного падежа множественного числа.
    1. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степе­ней сравнения:
  • нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
  1. Если это имя числительное, помните о том, что
  • у сложных количественных имён числительных склоняются обе части;
  • при склонении составных порядковых числительных изменяется только послед­нее слово;
  • числительные полтора, полторы в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полторы, а в остальных падежахполутора;
  • числительное полтораста в именительном и винительном падежах имеет форму полтораста, а в остальных падежахполутораста;
  • числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с именами существи­тельными мужского и среднего рода;
  • числительное обе (обеих, обеим, обеими) употребляется с именами существи­тельными женского рода;
  • собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами су­ществительными, имеющими форму только множественного числа или обозначаю­щими лиц мужского пола, названия детёнышей животных.
  1. Если это местоимение, не забывайте о том, что в местоимениях он, она, оно, они по- сле непроизводных предлогов и производных предлогов, образованных от наречий в начале слова прибавляется буква Н.
  2. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
  • форм повелительного наклонения;
  • форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-;
  • личных форм некоторых глаголов;
  • возвратных форм глагола с суффиксом -СЯ-.
  1. Если это причастие, имейте в виду, что от переходных глаголов совершенного вида действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда не образуются.
  2. Если это деепричастие, вспомните о том, что
  • от глаголов совершенного вида образуются деепричастия только с суффиксом -В-;
  • от глаголов несовершенного вида образуются деепричастия только с суффиксами -А-, -Я-.
  1. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён су­ществительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и дееприча­стий, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.

Предложения интернет-магазинов