ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разо­млевшего за день (4) разнотравья.

Ответ:___________________________ .

Правильный ответ: 1, 2.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: прежде всего уметь различать причастие и деепричастие как части речи и знать случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выра­женными причастными и деепричастными оборотами.

  1. Итак, для правильного выполнения задания, нужно знать, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия. Вспомнить грамматические признаки этих частей речи вам поможет приведённая ниже таблица.
ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Отвечает на вопросы что делая? что сде­лав?
Причастие обозначает признак предмета по действию:

летящий шар = шар, который летит, написанное сочинение = сочинение, которое написали.

Деепричастие обозначает добавочное дей­ствие при основном действии, выра­женном глаголом-сказуемым: прочитав книгу, я долго размышлял над её сюжетом = я прочитал (добавочное дей­ствие), и я долго размышлял (основное).
Прич’астие имеет признаки глагола (вид, вре­мя, возвратность, переходность) и прилага­тельного (род, число, падеж). Деепричастие совмещает признаки глаго­ла (вид) и наречия (неизменяемость).
Причастие изменяется по числам, родам и падежам. Деепричастие является неизменяемой формой и не имеет окончания.
Причастия бывают действительными (пред­мет САМ производит действие) и страда­тельными (предмет испытывает действие на себе, то есть страдает):

летящая птица (птица, которая САМА ле­тит) — действительное причастие, съеденное папой пирожное (папа съел пи­рожное) — страдательное причастие.

Деепричастия бывают совершенного и не­совершенного вида:

улыбаясь (что делая?) — несовершенный вид,

покрасив (что сделав)? — совершенный вид.

Действительные причастия в настоящем времени образуются при помощи суффиксов -УЩ-, -ЮЩ- (от исходных глаголов 1-го спряжения) и при помощи суффиксов -АЩ-, -ЯЩ- (от глаголов 2-го спряжения): рас­пускающиеся цветы, строящийся дом. В прошедшем времени действительные при- Деепричастия несовершенного вида об­разуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов -А-, -Я-: кричат — крича, блестят — блестя.
ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
частая образуются при помощи суффиксов — ВШ- и Ш: игра-тъ — игра-вш-ий, нести — нес-ш-ий.

Таким образом, действительные причастия в тексте можно найти по их суффиксам: -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- , -Ш-.

 
Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ЕМ-, -ОМ- (от глаголов 1-го спряжения) и -ИМ- (от глаголов 2-го спряжения): оде­ваемая кукла, различимый запах. В прошедшем времени страдательные при­частия образуются при помощи суффиксов -ЕНН-, -НИ-, -Т-: увиденный, услышанный, взятый. Таким образом, страдательные причастия в тексте можно найти по их суффиксам: -ЕМ-, -ОМ , -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-. Обратите внимание на суффикс страдатель­ных причастий -Т- , так как учащиеся обыч­но с трудом находят причастия с таким суф­фиксом в тексте: задвинуТый стул, дверь за- перТа, открыТое окно, калитка закрыТа. Деепричастия совершенного вида

образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -В-, -ВШИ-, -ШИ-:

пискнуть — пискнув,

умыться — умывшись, принести — при­несши;

а также от основы простого будущего вре­мени некоторых глаголов с помощью суф­фиксов -А-(-Я-): нахмурясь, заметя.

Кроме возвратной формы {улыбающийся че­ловек), причастия еще имеют краткую форму: переведен, создана, нанесено. Это касается, в первую очередь, страдатель­ных причастий. Деепричастия бывают возвратными и не­возвратными: вытираясь — вытирая.
Причастия могут быть как одиночными {рас­пускающиеся цветы), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (школьники, получив­шие ПРЕМИЮ).

Зависимым является такое слово, к которому от причастия задается вопрос (получившие ЧТО? премию).

Деепричастия могут быть как одиночны­ми {улыбаясь), так и иметь зависимые (по­яснительные) слова {ВЫСОКО подняв­шись В НЕБО, ПАРИЛА птица). Зависимым является такое слово, к кото­рому от деепричастия задается вопрос {поднявшись КАК? высоко, поднявшись КУДА? в небо).
Полные причастия в предложении чаще все­го являются определением (<бушующее море), краткие страдательные причастия — сказуе­мым {здание построено). Деепричастия в предложении являются обстоятельством {Луна, ВСПЛЫВАЯ НА СИНЕЕ НЕБО, осеребрила всю окрест­ность.).

Алгоритм нахождения в тексте причастий и деепричастий

Чтобы выявить в тексте причастие или деепричастие, проделайте следующие шаги:

  • Задайте к указанному слову смысловой вопрос:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? — вопросы причастия;

ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? — вопросы деепричастия.

  • Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепри­частия:

-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- — суффиксы действительных причастий;

-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- — суффиксы страдательных причастий;

-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- — очень редко) — суффиксы деепричастий.

  • Определите, от какой части речи образовано данное слово:

если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричасти­ем оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола:

если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, пере­численным в пунктах 1,2 данного алгоритма, то это причастие или деепричастие.

Знаки препинания при причастном обороте

  1. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении ПОСЛЕ определяемого слова, выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.

Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати.

  1. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом и не имеет доба­вочного значения причины, то он не выделяется на письме запятой, то есть не обособляет­ся.

Написанная известным писателем книга уже вышла из печати.

  1. Причастие или причастный оборот, стоящие до или после определяемого слова, вы­раженного личным местоимением, выделяются запятыми.

Примеры: Взволнованный переживаниями дня, я_долго не мог заснуть.

Я’, взволнованный переживаниями дня, долго не мог заснуть Уставший, я пришёл домой. Я\ уставший, пришёл домой.

  1. Если два однородных определения, выраженных причастными оборотами, со­единяются союзом И, то запятая перед И и после И не ставится.

Схема: сущ , / причастный оборот / и / причастный оборот / ,………….

Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Г ал иле о Галилея /и / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.

Знаки препинания при деепричастном обороте

  1. Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запя­тыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, доба­вочное действие которого они обозначают.

Пример: Он, смеясь, бежал мне навстречу.

Ипполит Матвеевич стояч (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.

  1. Однородные обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастными оборотами, и в этом случае, если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед союзом И и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нём.

Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на по-

лях/х невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем. (Ты прихо­дишь к выводу (что делая?) перелистывая и изучая.)

  1. Но если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, то запятые ставятся на их границах:

Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, И, улыбнувшись про себя, за­шагал ещё быстрее. (Первый деепричастный оборот относится к сказуемому постоял, а второй — к сказуемому зашагал.)

Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, И, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. т

Александр Владимирович молча протиснулся вперёд, отстранив жену, И, спустив­шись на две ступени, оглядел свысока поле боя.

  1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении по­сле союза «И», «НО», «ЧТО», выделяются двумя запятыми (первая запятая ставится по­сле союза «И», «НО», «ЧТО», а вторая — там, где заканчивается деепричастный оборот).

Такой деепричастный оборот и одиночное деепричастие можно оторвать от союза, «изъять» из предложения или переставить в другое место в предложении.

Пример: Оля уже легла и, засыпая, сквозь сон слышала тихие озабоченные голоса. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь. Она вошла в гостиную иг ни с кем не поздоровавшись1 села в кресло. Каждое облако имело причудливую форму, но1 сливаясь с другими1 теряло свои очертания.

  1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», выделяются одной запятой, если деепричастный оборот нельзя изъять из предложения.

Он интересовался музыкой, а попав в компаниюх всегда затевал разговор о ‘популяр­ных музыкальных группах.

  1. Если деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», можно «изъять» из предложения и оно окажется построенным грамма­тически правильно, то такой деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяют­ся с двух сторон запятыми:

Не увлекайтесь критикой, а& стремясь к преодолению недостаткова предлагайте способы улучшения ситуации.

  1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты ре­чи, не выделяются запятыми на письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКА­ВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.

Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).

Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).

Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно опреде­лив их границы:
  1. причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;
  2. деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.
    1. Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):
  3. причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;
  4. причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.
  5. Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.
  6. Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота со­единяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от вос­тока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.

Ответ:__________________________________ .

Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из со­става Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» — первую общественную организацию худож­ников в России.

Ответ:__________________________________ .

Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художе­ственные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Ответ:__________________________________ .

Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выде­лявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

Ответ:__________________________________ .

Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на по­лях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

Ответ:__________________________________ .

Задание 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на Месте которых в предложении должны стоять запятые.

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности со­храняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Ответ:__________________________________ .

Задание 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

Ответ:__________________________________ .

Задание 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорив­шись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.

Ответ:__________________________________ .

Задание 10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

Ответ:__________________________________ .

Предложения интернет-магазинов