ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание проверяет умение выпускника работать с отобранным языковым материалом, представленным в виде предложения, в котором присутствует изменение лексического со­става устойчивого словосочетания (фразеологизма), умение находить в предложении рече­вую ошибку и исправлять её.

Задание имеет следующую формулировку:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это словс^.

В этом пейзаже не {>ыло ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, вы­ражали главную суть водЫ больше, чем все моря и океаны.

Ответ:___________________________ .

Ответом будет являться слово «главную», так как в предложенном тексте слово «глав­ную» разрушает целостность устойчивого сочетания слов, тем самым искажая образность фразеологического выражения.

Для выполнения задания используйте алгоритм:

  • внимательно и вдумчиво прочитайте предложение;
  • найдите в нём устойчивое выражение, проанализируйте его и определите то слово, которое является ликиним в данном фразеологизме;
  • выпишите это слово! в ответ.

Пример:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите ЭТО СЛОВО.

Как гром среди ясного солнечного неба однажды утром в морской дали под солн­цем сверкнёт алый парус;, и сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, вперёд, и корабль подойдёт величественно к самому берегу.

Ответ:___________________________ .

Ответом будет являться слово «солнечного», так как в предложенном тексте слово «солнечного» разрушает целостность устойчивого сочетания: «как гром среди ясного неба».

ЗАДАНИЕ 21. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА

Это задание проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложен­ной в тексте, который нужно сначала внимательно прочитать, а затем провести его логико- смысловой анализ и ответить на предложенный вопрос.

Как правило, задание имеет следующую формулировку: какие из высказываний соот­ветствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Для выполнения задания используйте алгоритм:

  • внимательно и вдумчиво прочитайте текст;
  • найдите в нём подтверждение или опровержение того или иного высказывания;
  • выберите правильные ответы.

Рассмотрим, как можно применить данный алгоритм в ходе анализа идейного содер­жания следующего текста.

Текст № 1

  • Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты — сча­стье, три — большое счастье, четыре — просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каж­дый знает о «не родись красивой…», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

(З)Желания могут исполниться. (4) Всегда остаётся надежда если не на стройные бёд­ра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт — то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блажен­ства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опы­та участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (Ю)Видят они стакан наполовину полным или на­половину пустым?

  • Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, падали духом, однако по про­шествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвид­сон использовал специальную технологию — позитронно-эмиссионную томографию — для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга — левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с по­ложительными эмоциями. (17)Активность этой зоны — показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья!

(22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту.

(По Н. Коршуновой)

 

Формулировка задания к тексту: какие из высказываний соответствуют выводу, к которому пришёл психолог Роберт Мак-Крей? Укажите номера ответов.

  • Левая префрошицьная зона головного мозга ассоциируется с положительными эмо­циями.
  • Красивая внешность и материальный достаток позволяют человеку ощущать себя счастливым.
  • Энергичные люди находят в любой ситуации светлые стороны.
  • Способность быть счастливым обусловлена генетически.
  • Ощущение счастья является врождённой способностью человека.

Чтобы найти ответ на заданный вопрос, нужно, во-первых, внимательно прочитать текст, во-вторых, детально рассмотреть каждый из предлагаемых ответов.

Первый ответ является неверным, так как к выводу, содержащемуся в предложе­нии 16 («Оказалось, что Люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга — левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями»), пришёл не психолог Роберт Мак-Крэй, а его коллега -г Ричард Дэвидсон, об исследованиях которого рассказывается в предложении 15 («Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию — пози- тронно-эмиссионную томографию — для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях»)

Н. Коршунова опирается на выводы исследования психолога Роберта Мак-Крея, чтобы доказать свою точку зрения. Однако утверждение, заявленное во втором варианте ответа, прямо противоположно тому, о чём говорит автор в самом тексте, значит, данный ответ неверен.

Верными являются четвёртый и пятый варианты ответа, так как в тексте говорится: «Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к сча­стью, как музыкальный слух или математические способности? Именно к такому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей после проведенного им десятилетнего исследования, ох­ватившего около 5000 человек» (предложения 6-7).

Третий ответ содержит лишь часть верной информации, поэтому он не может рас­сматриваться как правильный.

Итак, правильный отйет: 4, 5

Предложения интернет-магазинов