ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Возможные формулировки задания 23:

Прочитайте текст Н. Коршуновой. Из предложений 1-14 выпишите фразеологизм.

Правильный ответ: падали духом (этот фразеологизм употреблён в 12 предложении и имеет значение «отчаиваться, унывать»).

Из предложений 23-24 выпишите слово со значением: «Тот, кто стремится сделать все идеадьно, образцово, без малейших ошибок, поэтому постоянно недоволен итогами сделан­ного как собой, так и другими».

Правильный ответ: перфекционист.

В задании востребовано умение проводить лексический анализ слова в контексте,

умение соотносить языковое явление с тем значением, которое оно получает в тексте.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: значе­ния слов, лексические средства выразительности речи (синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, просторечия).

Синонимы — близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы — слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы — слова с противоположным лексическим значением: Ты и могучая, Ты и бес­сильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы — слова, которые противопос­тавлены по значению только в данном тексте: Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас — века, для нас — единый час. (А. Блок).

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в пере­носном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Возьмем, например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, вхо­дящих в его состав: строить = «создавать какое-либо сооружение», воздушные = «то, что состоит из воздуха», замок = «жилища феодала».

Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже гото­вые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания.

В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.

Устаревшие слова — слова, вышедшие из активного употребления.

В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду уста­ревших, выделяют:

историзмы — слова, служившие наименованием исчезнувших в наши дни явлений или предметов (камзол, опричник, городовой и т.д.);

архаизмы — устаревшие слова, имеющие в современном языке синонимы (перст = па­лец, десница = правая рука, чело = лоб).

Просторечные слова — 1) слова, грубо характеризующие предмет речи (дылда, пар­шиво, облапошить, дрыхнуть, харчи), употребляемые обычно в разговорной речи; 2) слова, лишённые грубости, но неправильно построенные с точки зрения словообразова­тельных норм русского языка и имеющие в своём составе лишние по сравнению с литературными словами приставки или суффиксы (вовнутрь, вшправду, ихний, завсегда, задаром, сгодиться).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспомните, что в науке о языке подразумевается под данной лексической единицей.
  2. Прочитайте указанные в выборке ответов предложения.
  3. Определите, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица.
  4. Выберите правильный ответ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Выпишите слово со значением: «Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия».

Ответ:___________________________ .

Задание № 2. Выпишите слово со значением: «Обостренное самолюбие, а также спе­сивость, чванство».

Ответ:___________________________ .

Задание № 3. Выпишите слово со значением: «Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков».

Ответ:________________________ __.

Задание № 4. Выпишите слово со значением: «Презрительно надменный».

Ответ:___________________________ .

Задание № 5. Выпишите слово со значением: «Размышление о своём внутреннем со­стоянии, самоанализ».

Ответ:___________________________ .

Задание № 6. Выпишите слово со значением: «Действующее лицо пьесы, романа, обычно выражающее отношение автора к событиям».

Ответ:___________________________ .

Задание № 7. Выпишите слово со значением: «Яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста».

Ответ:___________________________ .

Задание № 8. Выпишите слово со значением: «В художественном произведении опи­сание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает понять его».

Ответ:___________________________ .

Задание № 9. Выпишите слово со значением: «Внутренние, духовные качества, кото­рыми руководствуется человек, этические нормы».

Ответ:___________________________ .

Задание № 10. Выпишите слово со значением: «Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

Ответ:___________________________ .

Предложения интернет-магазинов