Средства связи предложений в тексте

Формулировка задания:

(1)Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной про­блемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (2)Можно формально побе­дить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (3) (…) побочные следствия спора могут сущест- венно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет._____________________________________________________

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Зато

Другими словами,

Благодаря этому

Во-первых,

Правильный ответ: другими словами.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: обычно в зада­нии 2 пропущено либо вводное слово (конструкция), либо союз, либо частица, либо наречие, которое связывает предложение с пропуском с предыдущим и вносит определённое значе­ние в рассуждения автора исходного текста.

Рассмотрим значения вводных слов (конструкций), союзов, частиц и наречий, часто встречающихся в задании 2.

 

Вводное слово, вводная конструкция, союз, части­ца или наречие, исполь­зуемые в предложении с пропуском Значение, которое вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения авто­ра исходного текста Примеры употребления вводной конструкции, вводного слова, союза, частицы или наречия в тексте для связи предложений
ИНЫМИ СЛОВАМИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ Вводная конструкция «дру­гими словами», «иными словами» применяется то­гда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но по­нятнее. Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанны­ми с разрешением конкрет­ной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. Можно фор­мально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновре­менно проиграть в чём-
Вводное слово, вводная конструкция, союз, части­ца или наречие, исполь­зуемые в предложении с пропуском Значение, которое вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения авто­ра исходного текста Примеры употребления вводной конструкции, вводного слова, союза, частицы или наречия в тексте для связи предложений
либо ином, но не менее важном. Другими слова­ми, побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще све­сти его на нет.
КРОМЕ ТОГО Вводная конструкция «кро­ме того» употребляется в значении «и ещё в пояснение к уже сказанному отмечу что-то новое, важное». Она обычно используется тогда, когда автор высказанной ра­нее мысли хочет дополнить её чем-то новым и важным. Много знаний о Луне нако­плено наукой. Например, Луна светит отражённым её поверхностью солнечным светом. Кроме того, Луна постоянно повёрнута к Зем­ле одной своей стороной, потому что полный оборот её вокруг собственной оси и оборот вокруг Земли оди­наковы по продолжитель­ности и равны 27 земным суткам и восьми часам.
ТАКИМ ОБРАЗОМ ИТАК

СЛЕДОВАТЕЛЬНО

Вводные слова «таким об­разом», «следовательно», «итак» используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. Но живые организмы спо­собны защищаться от не­благоприятных воздейст­вий окружающей среды. И даже сохранять стабиль­ность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. Таким образом, под адап­тацией понимается сово­купность всех физиологи­ческих реакций, обеспечи­вающих приспособление строения и функций орга­низма к изменению окру­жающей среды.
НАПРИМЕР ТАК Вводные слова «так», «на­пример» используются то­гда, когда автор хочет пояс­нить то, о чём он говорил прежде. Много знаний о Луне накоп­лено наукой. Например, Луна светит отражённым её поверхностью солнечным светом.
Вводное слово, вводная конструкция, союз, части­ца или наречие, исполь­зуемые в предложении с пропуском Значение, которое вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения авто­ра исходного текста Примеры употребления вводной конструкции, вводного слова, союза, частицы или наречия в тексте для связи предложений
НАОБОРОТ Вводное слово «наоборот» используется тогда, когда автор текста противопостав­ляет одно предложение дру­гому. Известно, что сегодня в разных методиках по- разному определяется ме­сто грамматики в обучении языку. В одних ей отводит­ся главное место, требуется заучивание правил и посто­янная тренировка в образо­вании тех или иных форм. Наоборот, в других счита­ется, что акцент должен быть перенесён на упот­ребление речевых образ­цов, а грамматическим яв­лениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно лишь практиковаться в анализе образцовых текстов.
ВО-ПЕРВЫХ С ОДНОЙ СТОРОНЫ Вводные слова «во- первых», «с одной сторо­ны» указывают на порядок изложения аргументов. Как же современная методи­ка относится к данной про­блеме? Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается. Во-вторых, к грамматиче­ским явлениям подходят с позиции понимания триеди­ной сущности языка: язык — речь — коммуникация.
НЕСМОТРЯ НА ЭТО ХОТЯ

ВОПРЕКИ ЭТОМУ

Союзы «несмотря на это», «хотя», «вопреки этому»

вносят в авторские рассуж­дения следующее значение: «вопреки тем обстоятель­ствам, которые указаны в предыдущей части текста».

Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. Но, несмотря на это, на зубах могут появить­ся повреждения, поскольку невидимые бактерии, живу­щие во рту, разлагают за­стрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, которые разрушают зубную эмаль.
Вводное слово, вводная конструкция, союз, части­ца или наречие, исполь­зуемые в предложении с пропуском Значение, которое вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения авто­ра исходного текста Примеры употребления вводной конструкции, вводного слова, союза, частицы или наречия в тексте для связи предложений
ПОТОМУ ЧТО ТАК КАК ПОСКОЛЬКУ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Союзы «потому что», «так как», «поскольку», «дело в том, что» автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явле­ний. Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35^10 миллионов лет назад. Дело в том, что деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолу.
ПОЭТОМУ ТАК ЧТО ОТСЮДА Союзы «поэтому», «так что», наречие «отсюда» ав­тор текста использует, когда хочет сделать вывод из сво­их рассуждений. До появления спектрально­го анализа, а потом и кос­мических ракет изучение Луны сводилось по сущест­ву к визуальному наблюде­нию или, как теперь гово­рят, к мониторингу. По­этому изобретение теле­скопа, безусловно, расши­рило возможности изуче­ния как Луны, так и других небесных тел.
ТО ЕСТЬ Пояснительный союз «то есть» используется для уточнения сказанного ранее. Ценность письменности люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оста­валась уделом избранных, то есть прежде всего жре­цов и государственных чи­новников. Ведь чтобы ов­ладеть грамотой, требова­лось запомнить и научиться изображать тысячи слож­ных знаков — иероглифов.
ОДНАКО

ЗАТО

НО

Противительные союзы «од­нако», «зато», «но» исполь­зуются для противо­поставления смысла одного предложения другому. Выделение ключевых фраг­ментов является основой для написания реферата. Однако не все эти фраг­менты должны войти в ре­ферат. Их следует сгруппи­ровать по тематическому принципу вокруг несколь­ких больших подтем, раз­вивающих одну главную.
Вводное слово, вводная конструкция, союз, части­ца или наречие, исполь­зуемые в предложении с пропуском Значение, которое вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения авто­ра исходного текста Примеры употребления вводной конструкции, вводного слова, союза, частицы или наречия в тексте для связи предложений
ИМЕННО ВЕДЬ Частицы «именно», «ведь» вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. Особое качество звука — это характерная для каждого голоса или музыкального инструмента окраска звука, которая называется тем­бром. Именно по тембру мы узнаём голос человека.
ДАЖЕ Частицы «даже», «ведь» вносят значение усиления. Поэтому воду для радиато­ра смешивают с антифри­зом — жидкостью, содер­жащей сахар и не позво­ляющей воде превратиться в лёд даже при минусовой температуре.
НЕ СЛУЧАЙНО Сочетание слов «не случай­но» имеет значение «по этой причине». Любопытно, что характер человека и его индивидуаль­ный почерк формируются параллельно с овладением письмом. Не случайно именно по почерку опреде­ляют характер человека.

Алгоритм выполнения задания:

Чтобы правильно определить необходимое для данного контекста слово (сочетание слов):

  • Внимательно вчитайтесь в тест и уясните логику рассуждений автора.
  • Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
  • указывает на причину описываемых явлений (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО);
  • является следствием рассуждений автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА);
  • подводит итог рассуждениям автора (следовательно, на место пропуска по смыс­лу можно вставить ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО);
  • повторяет ту же самую мысль, но понятнее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ);
  • стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (следо­вательно, на место пропуска по смыслу можно вставить КРОМЕ ТОГО);
  • поясняет то, о чём говорилось прежде (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НАПРИМЕР, ТАК);
  • вносит в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, кото­рые указаны в предыдущей части текста» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ);
  • уточняет сказанного ранее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТО ЕСТЬ);
  • используется для противопоставления, подчеркивая противоречие (следователь­но, на место пропуска по смыслу можно вставить ОДНАКО, ЗАТО, НО);
  • вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИМЕННО, ВЕДЬ);
  • усиливает сказанное (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вста­вить ДАЖЕ);
  • имеет значение «по этой причине» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕ СЛУЧАЙНО).

3) Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.

Образец применения алгоритма:

Тестовое задание:

(1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные коле­бания. (2)Их можно наблюдать при помощи известного прибора — осциллографа. (3)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осцил- лографа появится не синусоида, а более сложная кривая._______________________________________________________

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Наоборот, Например, Во-первых Однако Поэтому

Комментарий к выполнению задания:

  • определим, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложе­ние с пропуском:

Предложение № 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении № 2: каким образом можно наблюдать несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа.

  • отметим, какие из ответов не вносят в рассуждения автора значение пояснения:

Вводное слово «наоборот» используется тогда, когда автор текста противопоставляет

одно предложение другому, поэтому оно не может стоять на месте пропуска в третьем пред­ложении.

Вводное слово «во-первых» не подходит, так как в тексте нет вводных слов «во- вторых» и «в-третьих».

Противительный союз «однако» используется для выражения противопоставления, поэтому он тоже не может стоять на месте пропуска в третьем предложении.

Союз «поэтому» используется, когда автор текста хочет сделать вывод из своих рас­суждений. Следовательно, мы также не можем рассматривать это слово в качестве правиль­ного ответа.

  • подставим на место пропуска вводное слово «например» и перечитаем получив­шийся текст:

(1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные ко­лебания. (2)Их можно наблюдать при помощи известного прибора — осциллографа. (З)Например, если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Вводное слово «например» используется тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. Следовательно, оно не противоречит логике текста. Это правильный от­вет.

Правильный ответ: например.

Предложения интернет-магазинов