Маленький человек в повести Шинель

«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.

В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.

Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).

Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.

Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.

Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».

Повесть учит доброте, долготерпению, и снисхождению; однако Гоголь не избирает, как в позднейших своих произведениях, назидательный тон и не чуждается иронии в изображении своего «маленького человека».

2 вариант

Каждое произведение Н. В. Гоголя остается актуальным в любое время. Не исключение и повесть писателя «Шинель», написанная Николаем Васильевичем в далеком 1842 году.

Главный герой повести — мелкий служащий, а точнее — писарь одного из петербургских департаментов, Акакий Акакиевич Башмачкин. Небольшого роста, совершенно неприметный человек, который год за годом усердно выполняет свою работу — является предметом насмешек коллег и людей высшего сословия.

Акакий Акакиевич живет очень скромно. Он не может себе позволить развлечений, обновить гардероб, что усугубляет его незавидное положение в обществе. Но несмотря на необходимую бережливость наступает момент, когда нашему герою потребовалось заменить свою старую шинель на новую. И что же мы видим? Человек, крайне стесненный в средствах, начинает себе отказывать в элементарном, чтобы осуществить задуманное. С горем пополам Башмачкин становится обладателем новой шинели, но… становится жертвой грабителей и лишается своей новой шинели.

Что только несчастный писарь не предпринимает. Он обращается везде, куда и к кому только можно, но сталкивается с полным равнодушием людей к беде «маленького человека». Униженный, раздавленный гнетом своего несчастья, наш герой умирает в полном одиночестве. Никто этого не замечает, а когда узнают его о смерти — это не вызывает у людей сострадания и жалости. Никому нет до этого дела.

В наше время мы часто можем наблюдать аналогичное отношение людей к коллегам, знакомым и даже к родным. Сколько среди нас живет таких «Башмачкиных», презираемых многими за их нищету, а порою и за доброту. Это очень страшно. Человеческое бездушие можно назвать хронической и смертельно опасной болезнью общества. Но эту болезнь необходимо лечить!

Николай Васильевич Гоголь привел пример нестандартного лечения. Призрак, появившийся на улицах города после смерти Акакия Акакиевича, заставляет многих задуматься о своих поступках, а «значительное лицо» даже меняет свое отношение к людям. Именно такой подход писателя, его мистические истории, которые заставляют переоценивать многие моменты в жизни, позволяют и нашим современникам учиться человеколюбию и состраданию.

Предложения интернет-магазинов