Математика 3 класс. Урок 1. Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Ориентировано на работу в комплексе с учебником и тетрадями Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс

Урок 1. Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Цели: повторить нумерацию, устные и письменные приемы сложения и вычитания, приемы сравнения чисел; учить рассу­ждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа до 100 в порядке их следования при счете; называть числа, следу­ющие и предшествующие данным; выполнять сложение и вычита­ние в пределах 100; работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Актуализация знаний
  1. Знакомство с учебником
  • Кто трудился, создавая для нас учебник? (Авторы, худож­ники.)
  • Назовите авторов учебника. (Моро Мария Игнатьевна, Бан- това Мария Ааександровна, Бельтюкова Галина Васильевна и др.)
  • Кто будет помогать вам при изучении математики? (Геоме­трический мальчик — Математик.)

(С этим персонажем учащиеся уже встречались во 2 классе. Человечка можно изготовить из картона или фанеры (части тела подвижны). Далее учитель на карточках показывает условные обозначения, учащиеся отвечают по памяти, что они обозначают, если забыли, читают в учебнике.)

Что мы видим на полях книги? (Интересные задания, геоме­трический материал, задачи на смекалку и т. д.)

Мы с вами познакомились с новой книгой, она будет нашей помощницей целых полгода. Берегите ее, оберните и не забывайте пользоваться закладкой.

Устный счет

  • Сосчитайте от 1 до 20.
  • Сосчитайте десятками до 100.
  • Назовите предыдущее число: 47, 60, 89, 41, 55.
  • Назовите следующее число: 86, 90, 79, 21, 47.
  • Назовите соседей чисел: 46, 39, 70, 90.
  • В каком числе 3 десятка 5 единиц, 9 десятков 7 единиц, 7 де­сятков 9 единиц, 3 десятка 3 единицы, 3 десятка 8 единиц, 1 десяток 4 единицы?
  • Прочитайте числа.

20, 44, 65,89,21,78,38,86.

  • Назовите те, в которых десятков больше, чем единиц. (20, 65, 21, 86.)
  • Сравните числа.

26 О 28                        90 О 9                          20 О 10

76 О 67                        22 О 12

Варианты рассуждений учащихся

  1. Число 26 меньше, чем 28, так как 26 стоит в натуральном ряду левее, чем 28.
  2. Сравниваем десятки: десятков поровну. Сравниваем еди­ницы: 6 единиц меньше, чем 8 единиц, значит, 26 меньше, чем 28.

Самоопределение к деятельности

  • Прочитайте на с. 3 учебника название первой темы. Почему там написано «продолжение»? (Эту тему мы начали изучать во 2 классе.)
  • Прочитайте, что узнаем, чему научимся.
  • Вычислите.

2+7             3+5             3-1             6-4

70-40                  60 + 30               90-40                   100- 30

  • Как найти значения выражений? (К единицам прибавляем (вычитаем) единицы, к десяткам — десятки.)

54 + 45                        23 + 5                          22 + 10

66- 25                          67- 5                            89 — 30

  • Как из 56 вычесть 8?
  • Как вы думаете, что мы будем сегодня повторять? (Устные и письменные приемы сложения и вычитания.)
  • Проверьте себя. Прочитайте текст рядом с красной стрел­кой на с. 4 учебника.

Работа по теме урока

Работа по учебнику № 1 (с. 4).

  • Чем похожи первый и четвертый примеры? {Десятки при­бавляем (вычитаем) к десяткам.)
  • Чем похожи второй и третий примеры? (Сначала получаем круглое число, а потом прибавляем (вычитаем) все остальное.)

№2 (с. 4). Варианты задач

  • + 7 — к школе подошли 3 взрослых и 7 детей. Сколько чело­век подошло к школе?
  • + 3 — к школе подошли 4 мальчика и 3 девочки. Сколько детей подошло к школе?

10 — 7 — к школе подошли 10 человек. Из них 7 детей, осталь­ные взрослые. Сколько взрослых подошло к школе?

4 — 3 — к школе подошли 3 девочки и 4 мальчика. На сколько меньше девочек подошло к школе, чем мальчиков? №3(с. 4).

(Первая строка — коллективно, с комментированием и запи­сью на доске, вторая строка — самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 45, 32, 47, 32, 26. Самооценка.) №4 (с. 4).

(Устное выполнение.)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя.) Закачалось деревцо. (Наклоны.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться.)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику №5 (с. 4).
  • Прочитайте условие задачи и первый вопрос.
  • Какую из схем будем заполнять и почему? (Вторую, так как в условии задачи есть сравнение.)

  • Заполните схему. Решите задачу.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Само­оценка.)

  • Прочитайте второй вопрос. Что изменится в схеме? (По­явится фигурная скобка.)
  • Сможем сразу ответить на вопрос? Запишите решение за­дачи выражением.

(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске: 8 + (8 — 3) = 13 (кг). Проверка. Самооценка.)

Мб (с. 4).

(Самостоятельное выполнение. Тем, кто испытывает затруд­нения, учитель дает карточку-помощницу.)

(По ходу работы к доске выходят учащиеся, решившие задачу разными способами, и объясняют свой способ решения.)

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 3).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Само­оценка.)

Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 4). Самостоятельное выполне­ние. Проверка по образцу.) Решение: 40 — 8 = 30 + 2 26 + 4 = 23 + 7

  • Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

  • Что повторили сегодня на уроке?
  • Чем полезен был урок для вас?
  • Над чем вам нужно еще поработать?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 3 (с. 3), 4 (с. 4).

 

 

Предложения интернет-магазинов