Математика 3 класс. Урок 2. Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Ориентировано на работу в комплексе с учебником и тетрадями Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс

Урок 2. Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Цели: повторить устные и письменные приемы сложения и вычитания; закреплять знание натурального ряда, приемов сравнения чисел; учить рассуждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа до 100 в порядке их следования при счете; называть числа, следу­ющие и предшествующие данным; выполнять сложение и вычита­ние в пределах 100; работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Математический диктант

  1. Запишите число, в котором 5 десятков 8 единиц.
  2. Запишите число, в котором 1 десяток 6 единиц.
  3. Запишите число, следующее при счете за числом 69.
  4. Запишите число, предшествующее числу 30.
  5. Запишите соседей числа 40.
  6. Запишите числа в порядке убывания: 37,44,90, 68, 86,10, 9.
  7. Запишите самое большое однозначное число.
  8. Запишите самое маленькое двузначное число.
  9. Из чисел 76, 35, 84, 48, 90, 22, 59 выпишите только те, в ко­торых десятков меньше, чем единиц.
  10. Запишите числа от 47 до 54.

Устный счет

  • Назовите двузначные числа, в которых десятков и единиц поровну.(77, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99.)
  • Назовите двузначные числа, в которых десятков на 1 мень­ше, чем единиц. (12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89.)
  • Найдите сумму чисел 54 и 8. (62.)
  • На сколько 27 больше, чем 9? (На 18.)
  • Увеличьте 67 на 5. ()
  • Найдите разность чисел 80 и 11. (6Я)
  • Уменьшите 33 на 8. (25.)
  • Уменьшаемое 41, вычитаемое 20. Найдите разность. (21.)
  • Из какого числа вычли 8 и получили 18? (26.)

Самоопределение к деятельности

Игра «День — ночь»

(По команде «Ночь!» учащиеся кладут голову на парту и за­крывают глаза. Учитель диктует пример. По команде «День!» уча­щиеся поднимают голову и называют ответ.) 35 + 9 + 5 + 11 (60) 27 + 16 + 4 + 23 (70)

  • Как эти примеры решить быстрее? (Нужно сгруппировать слагаемые так, чтобы в сумме двух из них получалось круглое число: 35 + 9 + 5 + И = (35 + 5)+(9 + И) =40 + 20 = 60; 27+ 16 + 4 + 23 = (27 + 23) + (16 + 4)= 50 + 20= 70.)
  • Почему вы так решали? Каким правилом пользовались? (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
  • Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня на уроке? (Письменные и устные приемы сложения и вычитания.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику № 1 (с. 5).

(Первый столбик — с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Фронтальная проверка.) №2 (с. 5).

(Коллективное выполнение с подробным объяснением и за­писью на доске.) № 3 (с. 5).

(Устное выполнение.)

  • Прочитайте условие задачи.
  • Что мы узнаем, выполнив вычисления в первом выраже­нии? (Длину головы кита.)
  • Что мы узнаем, выполнив вычисления во втором выраже­нии? (Длину кита.)

№4 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение. Тем, кто испытывает затрудне­ния, учитель дает карточку-помощницу с программой решения.)

  • Сколько недель Ваня был у бабушки? … + … = …
  • Сколько недель Ваня был в спортивном лагере и у бабушки? … + … = …

(Один ученик записывает решение на откидной доске. Про­верка. Самооценка.)

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на двух ногах.)

Ей на месте не сидится: (Прыжки на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Покружиться.)

Вот присела на минутку, (Присесть.)

Почесала клювом грудку

(Встать, наклоны головы влево и вправо.)

И с дорожки на плетень,

(Прыжки на левой ноге.)

Тири-тири,

(Прыжки на правой ноге.) Тень-тень-тень!

(Прыжки на двух ногах.)

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №6 (с. 5).

  • Можем ли мы сразу поставить нужный знак? Почему? (Нет. Сравнивать можно только одинаковые единицы, поэтому ве­личины нужно выразить в одинаковых единицах измерения.)
  • Что для этого нужно вспомнить? (Соотношение единиц длины.) (Учитель закрепляет на доске таблицу.)

10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 100 см = 1 м

(Коллективное выполнение задания с комментированием.) №5 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.)

Решение:

18 + 2 = 34-14

18 + 2 = 70-50

34- 14 = 70-50

56 — 50 < 70 — 50

70 — 50 > 56 — 50

56 — 50 < 34 — 14

34 — 14 > 56 — 50

56 — 50 < 18 + 2

18 +2 >56-50

 

№ 7 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.) Как найти длину ломаной? (Сложить длины звеньев: 6 см + + 6 см + 6 см = 18 см.)

— Замените сложение умножением. (6см • 3 = 18см.) (Самооценка.)

Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 5). Самостоятельное выпол­нение Один ученик записывает решение на откидной доске. Проверка.)

  • Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

  • Что мы повторили сегодня на уроке?
  • Чем полезен был урок для вас?
  • Над чем вам нужно еще поработать?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: №5,6 (с. 4).

Предложения интернет-магазинов