Математика 3 класс. Урок 5. Решение уравнений

Ориентировано на работу в комплексе с учебником и тетрадями Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс

Цели: учить решать уравнения с неизвестным уменьшаемым; закреплять вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать урав­нения на нахождение неизвестного уменьшаемого; применять письменные и устные приемы вычислений; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.)

  • Вычисли в столбик. Поставь буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруй название самой вы­сокой точки мира.

35 + 46 (С)                                    27 + 29 (Е)

94 — 15 (Е)                                     43 + 23 (Р)

74- 28 (В)                                    73 + 9 (Т)

80 — 35 (Э)

Ответ: Эверест.

Гора Эверест (Джомолунгма) расположена на границе Китая и Непала (8848 м). Ледники. Впервые покорена шерпом Н. Тен- цингом и новозеландцем Э. Хиллари 29 мая 1953 г.

(Три ученика у доски решают уравнения.)

х + 65 =100

62 + х = 87

х + 66 = 75

Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Учащиеся поднимают карточку со зна­ком действия, которым она решается: + или —.)

  • У Лены 5 кленовых и 4 осиновых листа. На сколько клено­вых листьев больше, чем осиновых? (—)
  • У Лены 9 листьев, из них 5 кленовых, остальные осиновые. Сколько осиновых листьев у Лены? (—)
  • У Лены 5 кленовых и 4 осиновых листа. Сколько всего ли­стьев у Лены? (+)
  • У Лены было 9 листьев. Несколько листьев она дала по­друге, и у нее осталось 3 листа. Сколько листьев Лена дала подруге? (-)
  • После того как Лена приклеила в альбом 6 листьев, у нее осталось еще 2 листка. Сколько листьев было у Лены? (+)
  • У Лены 5 кленовых листьев, а осиновых на 3 больше. Сколь­ко осиновых листьев у Лены? (+)

Устный счет

— Заполните таблицу.

Слагаемое 8 53 34
Слагаемое 24 34 49
Сумма 30 48 79 68

 

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

  • Какой компонент неизвестен в уравнениях?
  • Как найти неизвестное слагаемое?

Самоопределение к деятельности

  • Найдите неизвестное в каждом случае.

К какой схеме подойдет уравнение х + 2 = 7? (Ко второй.) Как находили неизвестное слагаемое? (Из целого вычитали известное слагаемое: х = 7—2.)

К какой схеме подойдет уравнение х — 5 = 2? (К первой.) Как находили уменьшаемое? (Части сложили: х = 5 + 2.)

  • Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? {Решать урав­нения на нахождение неизвестного уменьшаемого.)
  • Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 8 учебника.

Работа по теме урока

Работа по учебнику № 1 (с. 8).

(Устное выполнение.)

  • Закончите вывод. (Если к разности прибавить вычитаемое, получится уменьшаемое.)

№2 (с. 8).

(Устное выполнение.) №3 (с. 8).

(Коллективное выполнение с подробным объяснением и за­писью на доске.)

  1. Самостоятельное решение уравнений Вариант 1 Вариант 2

х- 45 = 37                       х-17 = 56

х-13= 19                        х-22 = 38

(Два ученика записывают решение на откидной доске. Про­верка. Самооценка.)

Решение:

х — 45 = 37 х- 17
х = 45 + 37 х = 56
х = 82 х = 39
х- 13 = 19 х — 22
х = 13+ 19 х = 38
х = 32 х = 16

 

 

Работа по учебнику №4 (с. 8).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

  • Назовите самую маленькую разность. (14.)
  • В каких примерах ответ одинаковый? (В третьем и четвертом.)
  • Найдите сумму всех ответов. (94.)
  • Как легче было вычислить? ((15 + 15) +50+ 14 = 30 + 50 + + 14 = 94.)

(Самооценка.) № 7 (с. 8).

(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, с остальными задачу разбирает учитель.)

  • О чем говорится в задаче? (Обастрах.)
  • Какие были астры? (Красные, розовые и белые.)
  • Сколько расцвело красных астр? (15.)
  • Сколько розовых? (Точно не сказано, но известно, что ихнаЗ меньше, чем красных.)
  • Каким действием можно узнать, сколько расцвело розовых астр? (Вычитанием.)
  • Что сказано о белых астрах? (Их столько, сколько красных и розовых вместе.)
  • Назовите главный вопрос задачи. (Сколько белых астр?)
  • Можно сразу дать на него ответ? (Нет.)
  • Что для этого надо знать? (Сколькорозовых астр.)
  • Решите задачу. (Проверка. Самооценка.)

Физкультминутка

Поднимает руки класс — это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны, пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять,

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №6 (с. 8).

(Коллективное выполнение с комментированием.) №8 (с. 8).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 99, 86, 19, 67, 8, 14, 76,79.)

  • Как удобнее вычислить ответы в примерах первого столби­ка? ((48 + 2) + 49, 56 + (27 + 3).)

№4 (с. 14).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

Решение:

5 + 6=11

6 + 6=12

7 + 6=13

7+ 4=11

7 + 5= 12

8 + 5= 13

8+ 3=11

8 + 4=12

9 + 4=13

9+ 2=11

9 + 3= 12

№5 (с. 14).

(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)

  • В ответах каких примеров получаются круглые числа? (64+16 = 80,   77 + 23=)
  • В ответах каких примеров единиц больше, чем десятков? (82 -36 = 46,   100- 75 = 25.)
  • В ответах каких примеров 8 десятков? (53 + 29 = 82,   66+ 18 = 84,  64+16 =)
  • В ответах каких примеров получаются однозначные числа? (93-85 = 8,   90-82 =8 )

№ 7 (с. 14).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Решение:

85 + 8 > 85 + 6

85-8 <85-6

  • Можно ли поставить знаки сравнения, не выполняя вычис­лений? Докажите. (Первое слагаемое одинаковое. Чем больше второе слагаемое, тем больше сумма. Уменьшаемое одинако­вое. Чем больше вычитаем, тем меньше остается.)

(Самооценка.)

Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 8). Самостоятельное выполне­ние. Проверка.)

Решение:

х — 6 = 54

х = 54 + 6

х = 60

  • Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

  • Какой вид уравнений вспомнили сегодня?
  • Как найти неизвестное уменьшаемое?
  • Кто сегодня справился со всеми заданиями?
  • Кто немного ошибался?
  • Какие затруднения вы испытывали?
  • Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 12, 13 (с. 7).

 

Предложения интернет-магазинов