Математика 3 класс. Урок 10. Связь умножения и сложения

Ориентировано на работу в комплексе с учебником и тетрадями Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс

Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вы­числительные навыки, умение решать задачи и уравнения изучен­ных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сло­жение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.) — Вставь нужные числа.

  1. 7 дм 4 см = □ см. (74.)
  2. 5 дм 8 см < □ см. (59, 60, 61 и т. д.)
  3. □ увеличили на 63 и получили 80. (17.)
  4. 47 меньше □ на 53. (100.)
  5. Я задумала число, уменьшила его на 65 и получила 7. Я за­думала число □ (72.)
  6. Из □ вычесть 0 — получится 59. (59.)
  7. Сумма чисел 61 и 9 равна сумме чисел □ и □. (60 и 10, 62 и 8, 63 и 7и т. д.)
  8. Сумма чисел 36 и 18 меньше суммы чисел 38 и □. (77, 18, 19 и т. д.)

(Четыре ученика у доски решают уравнения.)

67 — х = 39

35 + х= 72

х — 46 = 46

х + 28 = 73

Работа с именованными числами

  • Сравните. Поставьте знаки >, < или =.

5 см 5 мм О 50 мм                         1 м О 99 см

3 дм 7 см О 3 см                           8 дм О 1 м

70 см О 7 дм                                 4 см 8 мм О 48 см

Устный счет

  • Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.)
  • Увеличьте 26 на 34. (60.)
  • Уменьшите 30 на 12. (18.)
  • Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.)
  • Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.)
  • К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (1.)
  • На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.)
  • Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагае­мое? (18.)
  • К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71 ? (28.)
  • Из 85 вычесть 56. (29.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

  • Какие неизвестные компоненты находят сложением?
  • Какие неизвестные компоненты находят вычитанием?

Самоопределение к деятельности

Вычислите.

28 + 26 + 22

35 + 17+13+ 15

3+3+3+3+3

  • Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как скла­дываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)
  • Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)
  • Замените. (3*5 =15)
  • Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)
  • Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)
  • О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)
  • Сформулируйте тему и задачи урока.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

  • Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учеб­ника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6 —какое число повторяется, 3 — сколько раз оно повторяется.)
  • Замените произведение суммой и вычислите. (6 + 6 + 6= 18.)
  • Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинако­вых чисел.)

№ 1 (с. 18).

(Устное выполнение.)

  • Почему во всех примерах сложение можно заменить умно­жением? (Все слагаемые одинаковые.)
  • Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число — какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)

№2 (с. 18).

  • Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)
  • Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа — произведения.)
  • Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)

(Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказы­вают свой выбор.)

Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 4 О 4*5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 4 О 4 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа — 5 раз, значит, ставим знак <.

№3(с. 18).

(Устное выполнение.)

  • Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное. (4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4 • 2 — в строке 4 клетки, всего строк 2.  2- 4 — в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника.)

(Аналогично учащиеся комментируют остальные равенства.)

Физкультминутка

Я мороза не боюсь,

(Шаги на месте.)

С ним я крепко подружусь.

(Хлопки в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз,

(Присесть.)

Тронет руку, тронет нос.

(Показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

(Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте.)

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№4 (с. 18).

  • Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)
  • Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнез­дах по 2птенца. Сколько всего птенцов?)
  • Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 2*4 = 8 (п.).

Ответ: всего 8 птенцов.

  • Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько было гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы?)
  • Каким действием решается задача? (Делением.)
  • Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8 : 2 = 4 (г.).

Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.

  • Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8 птенцов, при­чем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде?)
  • Каким действием решается задача? (Делением.)
  • Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8 :4 = 2 (п.).

Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.

№6 (с. 18).

(Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.)

Рефлексия

Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 8).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

  • Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

  • Что такое умножение?
  • Что показывает первое число в записи умножения? Что по­казывает второе число?
  • Чем был полезен урок для вас?

Домашнее задание

Учебник: № 5 (с. 18).

Предложения интернет-магазинов