Математика 3 класс. Урок 6. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами

Ориентировано на работу в комплексе с учебником и тетрадями Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс

Цели: учить решать уравнения с неизвестным вычитаемым, обозначать фигуры буквами; развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравне­ния на нахождение неизвестного вычитаемого; обозначать фигуры буквами; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.)

— Реши цепочку примеров.

Ответ: 16.

(Четыре ученика у доски решают уравнения.)

х — 45 = 18

67 + х = 81

х + 9 = 71

х — 56 = 8

Устный счет

  • Назовите три числа, которые в сумме дают число, записан­ное в скобках.

35, 18, 21, 17, 19 (73). (35 + 21 + 17= 73.)

44, 10, 12, 36, 40 (92). (44 + 12 + 36 = 92.)

35, 27, 28, 26, 30 (88). (35 + 27 + 26 = 88.)

  • Вычислите устно и покажите ответы с помощью карточек.
  • Из суммы чисел 65 и 14 вычесть 17. (62.)
  • Разность чисел 47 и 34 увеличить на 8. (21.)
  • На сколько нужно увеличить 43, чтобы получилось 80? (На 37.)
  • Я задумала число, прибавила 27 и получила 54. Какое число я задумала? (27.)
  • Из какого числа вычли 19 и получили 43? (62.)
  • Найдите разность самого большого двузначного числа и са­мого маленького однозначного числа. (98.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

  • Какие компоненты неизвестны в уравнениях?
  • Как найти неизвестное слагаемое?
  • Как найти неизвестное уменьшаемое?

Самоопределение к деятельности

  • Решите задачу.

У Оли было 15 тетрадей. Несколько тетрадей она отдала Коле, и у нее осталось 8 тетрадей. Сколько тетрадей Оля отдала?

(На доске схема.)

Что неизвестно в задаче? {Часть.)

Как найти часть? (Из целого вычесть другую часть: 15—8 =

= 7 (т.).)

Что в задаче является уменьшаемым? (Олины тетради — 15 штук.)

Что является вычитаемым? (Тетради, которые Оля отдала Коле.)

Что будет разностью? (Тетради, которые остались у Оли, — 8 штук.)

Сделайте вывод: как нашли вычитаемое? (Изуменьшаемого вычли разность.)

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решатьурав­нения на нахождение неизвестного вычитаемого.)

Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 9 учебника.

Работа по теме урока

Работа по учебнику № 1 (с. 9).

(Устное выполнение.)

  • Закончите вывод. (Если из уменьшаемого вычесть разность, получится вычитаемое.)

№2 (с. 9).

(Устное выполнение.) № 3 (с. 9).

(Коллективное выполнение с подробным объяснением и за­писью на доске.)

Самостоятельное решение уравнений

Вариант 1                     Вариант 2

45-х = 37                       80-х = 50

74 — х = 14                   58 —х = 38

(Два ученика записывают решение на откидной доске. Про­верка. Самооценка.)

Решение:

Работа по учебнику № 4 (с. 9).

(На доске и в тетрадях составляется таблица, затем учащиеся самостоятельно заполняют ее. Проверка. Учащиеся по цепочке называют ответы. Самооценка.)

к 20 19 40 80
к+ 19
к — 19

 

№5 (с. 9).

(Фронтальная работа с комментированием.)

№ 6 (с. 9).

(Самостоятельное выполнение. Тем, кто испытывает затруд­нения, учитель дает карточку-помощницу с краткой записью за­дачи.)

(Проверка. Самооценка.)

Физкультминутка

Я на скрипочке играю:

Тили-тили-тили.

(Показать, как играют на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке:

Тили-тили-тили.

(Прыжки на месте.)

А теперь на барабане:

Бум-бум-бум,

(Хлопки в ладоши.)

Трам-трам-трам!

(Потопать ногами.)

В страхе зайки разбежались по кустам.

(Присесть.)

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

      • Прочитайте теоретический материал на с. 10.
      • Какими буквами обозначаются точки на чертеже?
      • Как назвать отрезок?
      • Как назвать многоугольник?

№ 1 (с. 10).

(Коллективное выполнение.)

№2 (с. 10).

Прочитайте задачу.

(На доске схема.)

      • Посмотрите на схему и скажите, что в задаче будет целым, а что — частями. (Целое — все яблоки, части — яблоки, кото­рые упали и остались.)
      • Сколько всего было яблок? (12 яблок на одной яблоне и 8 — на другой.)
      • Что нужно найти? (Часть.)
      • Как найти часть? (Из целого вычесть другую часть.)
      • Запишите решение задачи выражением. ((12 + 8) — 16 = = 4 (яб.).)

Рефлексия

Работа по учебнику

№3 (с. 10).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: а = 11,    b = 34,     x = 10.)

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

      • Какой вид уравнений вспомнили сегодня?
      • Как найти неизвестное вычитаемое?
      • Как назвать геометрическую фигуру буквами?
      • Кто может сказать, что решение уравнений у него не вызы­вает затруднений?

Домашнее задание

Учебник: № 7, занимательные рамки на полях (с. 9).

Предложения интернет-магазинов