ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ

Государи русские любили летом отдохнуть на природе, поохотиться. Осо­бенно в чести была соколиная охота. Одним из любимейших мест кня­жеского и царского отдыха стало село Коломенское, издавна славившееся своими охотничьими угодьями. Чтобы русские правители могли совместить отдых с государственными делами, в этом живописном районе близ Москвы для них была создана летняя резиденция. Первым свой загородный дворец здесь построил Василий III. В 1532 году в честь рождения своего первен­ца — будущего царя Ивана Грозного Василий III повелел знаменитому ар­хитектору Петру Фрязину воздвигнуть церковь Вознесения Господня.

Но своего расцвета царская усадьба в Коломенском достигла в XVII веке — в период правления Алексея Михайловича. Царь проводил здесь много времени: отмечал главные праздники, устраивал церковные службы, принимал патриарха, бояр, иностранных послов. В Коломенском отдыхало и его многочисленное семейство. Старые постройки ветшали, к ним пристра­ивали новые помещения, что, естественно, не украшало здание. И Алексей Михайлович принимает решение построить в Коломенском пышный дворец, который бы соответствовал статусу царской резиденции. В основу проекта были положены традиции русского национального деревянного зодчества.

В мае 1667 года под руководством талантливых плотников-масте­ров Ивана Михайлова и Семёна Петрова началось возведение гран­диозных хором. Алексей Михайлович приказал также благоустро­ить дорогу в Коломенское из Кремля и поставить на ней высокие верстовые столбы. Отсюда и пошло выражение «коломенская верста» (так называют высоких и худощавых людей).

Новый дворец стал вершиной русского деревянно­го зодчества. Внешне он представлял собой при­чудливое сочетание 24 теремов различной ве­личины и очертаний, соединённых между собой переходами в единые хоромы.

Во дворце были представлены все формы русской деревянной архитектуры: терема, шатры, бочки, палатки, башенки — и богатые, всех фасонов зелё­ные чешуйчатые кровли. Вот эта дивная гармония своеобразных и самостоя­тельных зданий составляла главную красоту дворца. Впечатление усиливало оформление стен дворца. Они были украшены роскошной деревянной резьбой, покрытой позолотой, жарко горевшей на солнце. Работы были выполнены бе­лорусским резчиком старцем Арсением и его помощником Климом Михайло­вым по книгам-пособиям, принадлежавшим патриарху Никону.

Новый дворец имел 3000 окон. На них была установлена редкая в то вре­мя цветная слюда, напоминавшая витражи, а кованые решётки и столбики с карнизами были разрисованы изображениями диковинных птиц и зверей.

Внутреннее убранство дворца было не менее роскошным. 270 комнат и залов украшали настенные и потолочные росписи на сюжеты из Библии и древней истории, выполненные русскими мастерами под руководством Симона Ушакова. Резьба сочеталась с яркими изображениями аллегорий времён года, планет, звёзд, светил, гербов, цветов и травным орнаментом. Мебель, обитая цветной тиснёной кожей и разноцветными тканями, и яркие, многоцвет­ные изразцы печей создавали стиль традиционного московского узорочья XVII века.

Особой пышностью отличалась Престольная палата. Здесь был установлен царский трон, по обе стороны которого восседали два ме­ханических деревянных льва, покрытых шкурами. Когда к трону приближались послы, львы раскрывали пасти и грозно рычали, вра­щая глазами. Соорудил этот сложный механизм мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий.

Роскошный дворец был призван прославлять великих государей Третьего Рима. Он производил сильнейшее впечатление на совре­менников. Симеон Полоцкий назвал дворец восьмым чудом света и сравнил его с библейским дворцом царя Соломона. Дворец в Коломенском стал одним из последних памятников граждан­ской деревянной архитектуры допетровской Москвы.

Предложения интернет-магазинов