ИНОСТРАНЦЫ В МОСКВЕ 17 ВЕКА

Привлечение на службу иностранных специалистов началось ещё в XV веке. Так, при великом князе Иване III в Москве работали итальян­ские зодчие Аристотель Фиораванти, Пётр Антонио Солярио, Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрязин и др. В XVI веке у царя Ивана Грозного со­стоял на службе немец Генрих Штаден, исполнявший обязанности торгового агента и переводчика при царском дворе, ставший впоследствии опрични­ком. Иностранным медикам Иван Грозный доверял и своё здоровье.

Во время Ливонской войны русские войска взяли очень много пленных. Их привезли в Москву и даже стали торговать иноземцами: за мужчину да­вали по гривне, женщина шла за пять алтын. Часть пленников, примерно четыре тысячи человек, Иван Грозный поселил отдельно, на правом берегу Яузы. За этим поселением закрепилось название Немецкой слободы, так как москвичи называли всех иностранцев «немцами», «немыми», то есть не гово­рящими по-русски. Чтобы не тратить деньги на содержание пленных, Иван Грозный разрешил им заниматься ремеслом и даже производить и продавать пиво, вино и другие напитки. Это приносило жителям большие доходы, часть из которых шла на благоустройство слободы. Правда, иногда грозный царь отдавал слободу на разграбление своим опричникам, к которым присоединя­лись и окрестные жители.

В дальнейшем покровительство иностранцам оказывал Борис Годунов, приглашавший для работы в Москве иностранных специалистов. Но в пери­од Смутного времени первая Немецкая слобода была разграблена и сожжена войском Лжедмитрия II.

После изгнания польско-литовских интервентов и восстановления цен­тральной власти в столицу потянулись предприимчивые иностранцы: купцы, военные, архитекторы, медики, ремесленники, которых в Москву приглаша­ло новое русское правительство. При этом им разрешалось селиться в любом удобном для них районе Москвы.

Основным видом деятельности иностранных специалистов в XVII веке являлась государева служба. Она проходила в царских полках, при различных приказах или дворцовых мастер­ских. С помощью иностранных военных соз­давались полки «иноземного строя», со­вершенствовалась артиллерия. За свою службу иностранцы получали хорошее вознаграждение. Правда, относились к ним московские власти по своему произ­волу, мало считаясь с заключёнными ус­ловиями.

Однако приглашение иностранных специалистов вызывало недовольство простых горожан. Москвичи вообще не жаловали иноземцев: после общения с ними мыли руки, подметали полы, а их образ жизни и обычаи подвер­гались злым насмешкам.

Недовольно было и духовенство. Патриарх Иоаким убеждал: «Разве нет в благочестивой царской державе своих военачальни­ков? Мало ли у нас людей искусных в ратоборстве и полковом устроении?»

Правительство было вынуждено счи­таться с этими настроениями. В 1628 го­ду иностранцам запретили иметь право­славных слуг. В 1643 году им было запрещено покупать дворы по всей Мо­скве. А через несколько лет по иници­ативе патриарха всех иноземцев вообще решили выселить из города, построив «новую иноземскую слободу за Покров­скими воротами, за Земляным городом, подле реки Яузы, где были наперёд сего немецкие дворы при прежних Ве­ликих Государях до Московского разо­рения». Патриарх объяснил это тем, что, проезжая по Москве и раздавая своё благословение, он по ошибке бла­гословил и иноземцев, поскольку они были одеты в русское платье. Так воз­никла новая Немецкая, или Иноземная, слобода.

Русское правительство разрешило населению слободы построить дома в соответствии со своими вкусами, носить западноевропейскую одежду, стро­ить свой быт сообразно национальным традициям, открывать лютеранские церкви, обучать детей в «немецких» школах. С 1680 года им было дозволе­но нанимать в свои дома в качестве дворников и работников русских, татар, украинцев, калмыков. Простые жители Москвы с иностранцами постоянных контактов не имели.

Очень скоро Немецкая слобода превратилась в довольно большой благо­устроенный городок с прямыми широкими улицами и переулками, с краси­выми деревянными домиками, утопавшими в цветущих садах. Разноязычное европейское население жило весело и в достатке, не стесняемое в своих обы­чаях и нравах. Это был уголок Западной Европы, приютившийся на восточ­ной окраине Москвы.

Предложения интернет-магазинов