Культурное пространство в 17 веке

В XVII в. в связи с развитием хозяйства, укреплением самодержавия возросла потребность в широком распро­странении грамотности и просвещения.

К концу XVII столетия в Москве грамотой владело око­ло 24 % взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий показатель. Особенно быстро росла грамотность среди дворян.

Среди черносошных и даже крепостных крестьян тоже были свои «грамотеи», успешно передававшие знания од­носельчанам.

Для XVII в. самой распространённой формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и «счётной мудрости». Учителями выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо «мастера» из числа духовенства.

Увеличивался выпуск печатных книг. Во второй поло­вине XVII в. один лишь Печатный двор выпустил 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большин­ство этих книг было доступно разным слоям населения (на­пример, букварь стоил 1 копейку).

Интерес к знаниям приводил к необходимости созда­ния школ. Как правило, они открывались при церквях и монастырях. Образцом служили украинские и белорусские школы, в Россию приглашались учёные монахи из Речи Посполитой.

В 1687 г. греки братья Лихуды основали первое в Рос­сии высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. — Славяно-греко-латинская академия). Приём в него был разрешён детям свободных сословий. Это учебное заведение готовило кадры для нужд церкви и государства, а также преподавателей.

Научные знания в России находились ещё на началь­ной стадии своего развития. Их главным источником про­должали оставаться книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык. В основном это были прак­тические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и т. д.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие техни­ческие новинки, использовавшиеся затем в научных целях.

Полученные научные знания применялись на практи­ке. В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).

Русские мастера совершенствовали технику крепостно­го и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Астрономические знания применялись для более точ­ного определения дат переходящих церковных праздников (например, Пасхи).

XVII столетие стало эпохой Великих русских географи­ческих открытий, которые внесли большой вклад в ми­ровую науку. Середина и вторая половина XVII в. вошли в историю как время непрерывных экспедиций русских первопроходцев, отправлявшихся на восток — в сибирские и дальневосточные земли.

Новые явления возникали и в русской литературе. Она переставала быть лишь богословской, церковной — появ­лялось всё больше разнообразных светских произведений. В XVII в. впервые стали записываться выдающиеся про­изведения устного народного творчества: былины, посло­вицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры: сатирические сказки, биографическая повесть. Симеон Полоцкий поло­жил начало основам современного стихосложения.

В русской архитектуре XVII в. наблюдался постепен­ный отход от строгих церковных канонов. Это проявилось, в частности, в стремлении зодчих к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье».

В середине XVII в. в русской архитектуре возник но­вый стиль — нарышкинское (или московское) барокко.

Основным видом живописи была иконопись. Но ико­ны стали всё больше отображать реальную жизнь, обще­ственные идеалы. В русском изобразительном искусстве XVII столетия развивалась и портретная живопись. Если в первой половине XVII в. портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй его половине они уже создаются на холсте масляными красками.

Новым явлением для отечественной культуры стало от­крытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра.

 

Предложения интернет-магазинов