Культурное пространство: наука и образование в 18 веке

Дата и событие: 1755 г. — открытие Московского уни­верситета

Основные сведения

XVIII столетие стало временем становления российской науки. Созданная Петром I Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заве­дением.

Накопление новых знаний происходило в ботанике и зоологии. М. И. Шеин в 1744 г. издал первый русский анатомический атлас. В 1756 г. заводчики Демидовы ос­новали ботанический сад.

Географическая наука получила материалы многих экспедиций, которые позволили издать в 1745 г. первый «Атлас Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до того подобный атлас имела только Франция, но её территория не шла ни в какое сравнение с российскими просторами.

В геологии были накоплены богатые материалы о раз­мещении месторождений угля, руд, нефти, минералов и горных пород (особенно в новых районах страны). В конце XVIII в. появились первые геологические карты различ­ных регионов России.

Астрономия в те годы была представлена имена­ми крупнейших учёных — Л. Эйлера и М. В. Ломоносова.

Выдающиеся открытия были сделаны русскими учёны­ми и в физике. М. В. Ломоносов и Г. В. Рихман занима­лись изучением природного электричества.

Достижения исторической мысли в России XVIII в. были представлены именами М. В. Ломоносова, В. Н. Та­тищева и М. М. Щербатова.

В области филологии крупнейшим событием явилось открытие в 1783 г. Российской академии — научного цен­тра для изучения русского языка и литературы.

Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изучения новых, ещё не известных науке территорий.

XVIII век стал временем прорыва в научно-техниче­ской мысли России. Выдающийся механик И. И. Ползу­нов в 1763 г. разработал проект парового двигателя непре­рывного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину. Одним из крупнейших изобре­тателей XVIII в. был механик-самоучка И. П. Кулибин.

Важнейшим событием в истории отечественного просве­щения стало открытие в 1755 г. Московского университета.

Сразу же после открытия Московского университета при нём были созданы две гимназии — для детей дворян и разночинцев. Чуть позже гимназия была открыта в Ка­зани. Новым явлением стало зарождение общеобразова­тельной школы.

Однако в целом образование оставалось доступным очень незначительной части общества. Народ же в основ­ной своей массе оставался неграмотным.

Выводы. XVIII столетие вошло в историю России как век Просвещения. Его гордостью стал учёный-энцикло­педист М. В. Ломоносов. По его инициативе был основан первый в России университет. Российские учёные, путеше­ственники, мореходы в это столетие сделали ряд важных открытий. Но, несмотря на успехи в развитии образования и наук, доступ к ним имела лишь небольшая часть россий­ского общества.

Предложения интернет-магазинов