Культурное пространство: художественная культура в 18 веке

Главной особенностью отечественной художественной культуры в XVIII в. стал сплав «европеизма» и националь­ного своеобразия.

Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик, что литературные про­изведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, литераторов, чиновников); нормой жизни «просвещённо­го» общества стали спектакли и музыкальные вечера; при­знаком хорошего тона и даже модой считалось коллекци­онирование книг, картин, фарфора.

В развитии художественного творчества в XVIII в. можно выделить два стилистических направления: барок­ко (40—50-е гг. XVIII в.) и классицизм (вторая половина XVIII в.).

Влияние идей европейского Просвещения привнесло в отечественную культуру стремление к возвышенным геро­ическим и нравственным идеалам, свободомыслию.

В середине XVIII в. в России сложилась развитая си­стема жанров литературы — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Одной из главных отличительных черт того времени явился также новый литературный язык. Основополож­ником вновь созданной системы стихосложения, лежащей в основе современной русской поэзии, был В. К. Тредиа- ковский.

Влияние идей Просвещения, «пугачёвщины», а затем и Французской революции привело к тому, что писатели по­следней трети XVIII в. стали посвящать свои произведения острым общественным проблемам.

До середины XVIII столетия при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные ак­тёрские труппы. Однако подъём национальной культуры создал предпосылки для появления русского театра.

Основателем первого русского профессионального теа­тра был Ф. Г. Волков. Одной из ярких особенностей теа­тральной жизни XVIII в. стало появление театров, в кото­рых играли крепостные актёры.

В Петровскую эпоху развивалось домашнее музици­рование на клавикордах и столовых гуслях. При Анне Иоанновне существовала придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские композиторы. В середине XVIII столетия оперные спектакли ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах. В эпоху правления Екатери­ны II развивается и русская оперная музыка.

Живопись XVIII в. отличалась разнообразием жанров: художники писали портреты, исторические картины, пей­зажи, натюрморты; появился бытовой жанр (сцены из на­родной жизни); с развитием театра совершенствовалась театральная декорация.

В портретной живописи проявилось стремление к ото­бражению правды жизни, наблюдалось повышение ху­дожественного мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствую­щие особы представали реальными людьми, не лишённы­ми недостатков.

В самом конце XVIII в. появляется целое направление, представленное сценами из крестьянской жизни, портрета­ми крестьян.

В творчестве крупнейших русских архитекторов того времени были воплощены лучшие национальные традиции зодчества, обогащённые классическим мировым наследием.

Особенностью русской архитектуры второй половины XVIII в. стало развитие ансамблевой застройки не только в столице, но и в губернских и уездных городах. В центре всегда находились административные здания — губерна­торский дворец, здание суда, а также собор, театр, боль­ница, гимназия, библиотека. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.

Выводы. Художественная культура XVIII в. свидетель­ствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в один из крупнейших признанных культурных центров Европы.

Предложения интернет-магазинов