ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА

Тяжела была участь украинского народа, оказав­шегося к XVII веку в составе Речи Посполитой. У людей отбирали землю, унижали их человеческое достоинство, попирали православную веру. Из уст польской шляхты звучали угрозы полностью истребить украинский народ и заселить украинские земли поляка­ми. Иногда от угроз переходили к реальным делам. Так, в 1636 году в местечке Лысянка на Пасху польский пан Са­муил Лащ вырезал всех украинских жителей, не пощадив ни женщин, ни стариков, ни детей. Разорение православных храмов и монастырей стало обычным делом.

В 1648 году доведённый до отчаяния народ, возглавляемый казачеством, поднялся на бунт, который вскоре перерос в национально-освободительную войну под знамёнами православной веры. Во главе восставшего народа ста­новится гетман Запорожского Войска Богдан Хмельницкий. Однако противо­стоять регулярной польской армии было практически невозможно. Богдан Хмельницкий мечется в поисках помощи. Конечно, в первую очередь его взоры обращены к России. Ведь народы Великой и Малой Руси, несмотря на многовековое политическое разделение, ощущали своё единство, сохра­нившееся благодаря верности православию. Однако Москва пребывала в раз­думьях. С одной стороны, она была связана с Польшей оборонительным со­глашением 1647 года против Крымского ханства и русское правительство не хотело новой войны с Польшей, хотя, с другой стороны, уже несколько по­колений московских государей мечтало о возвращении Малороссии в состав Российского государства.

Окончательное решение было принято лишь тогда, когда Алексей Ми­хайлович узнал о прибытии к Богдану Хмельницкому турецкого посланника с предложением к Войску Запорожскому принять подданство Турции. Это не только угрожало международному авторитету России, но и означало появле­ние вдоль русской границы Османской империи, имевшей виды на Казань и Астрахань. 22 июня 1653 года царь приказал официально уведомить Бог­дана Хмельницкого о согласии принять Войско Запорожское под свою «вы­сокую руку».

Это решение было единодушно утверждено 1 сентября 1653 года на Зем­ском соборе. К Богдану Хмельницкому было направлено посольство во главе с ближним боярином Василием Бутурлиным, которое сопровождал почётный эскорт из 200 стрельцов. Московских посланников украинская земля встре­чала с великим торжеством, хоругвями и крестами.

8 января 1654 года город Переяславль — старый казацкий полковой центр проснулся под звон колоколов и бой барабанов. На общий совет — Раду здесь собрались выборные представители от всех сословий украинского населения. Настроение у всех было приподнятое. Богдан Хмельницкий, от­стояв литургию и молебен, вышел к народу и московским послам и держал перед ними речь: «Войско Запорожское! Ведомо всем вам, как Бог освободил нас из рук врагов наших, гонящих церковь Божию и озлобляющих всё хри­стианство нашего восточного православия. Для того собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырёх, кого за­хотите: первый — султан турецкий, второй — хан крымский, третий — король польский и четвёртый — Великий Государь всея Руси Восточной, Самодержец православный, которого мы уже беспрестанными молитвами 6 лет себе просим. Избирайте кого хотите. Султан турецкий — басурман. И наши православные братья — греки беду лютую от него терпят. Хан крым­ский тоже басурманин. И мы нестерпимые беды от него испытали. О поль­ских панах и говорить нечего… А русский Великий Государь — единого с нами благочестия греческого закона, единого исповедания, и мы единое тело церковное с православием Восточной России, имеющие Единого Главу — Иисуса Христа. Этот Великий Государь, сжалившись над Малой Россией, теперь своё царское сердце к нам склонил и своих людей прислал». И на­род, не дав Богдану Хмельницкому закончить свою речь, закричал: «Волим под царя православного, все единодушно! Утверди, Боже, святую веру право­славных христиан, чтобы вовеки едино были!» В воздух полетели шапки, и многотысячный радостный шквал голосов эхом понёсся к небу. Тогда русский посол Бутурлин вручил Бог­дану Хмельницкому царскую грамо­ту, которая была прочитана вслух, и в соборной церкви Успения Пресвя­той Богородицы началась торжествен­ная присяга на верность Москве.

Предложения интернет-магазинов