Преобразования Петра 1 в области культуры

При Петре 1 впервые сложились предпосылки для за­рождения собственно российской науки и её дальнейшего развития.

Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связа­на с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов, поиском залежей полезных ископаемых, стро­ительством новых городов, ростом мануфактурного произ­водства и торговли.

Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Л. Ф. Магницкого — энциклопедии мате­матических знаний того времени.

Научные и технические знания применялись при со­оружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей, строительстве зданий и крепостей.

В России стала формироваться система образования.

Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоёв общества. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офи­церов-специалистов, стали принимать только детей дво­рян. Дети крепостных крестьян в государственных школах учиться не имели права.

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита.

Начала издаваться первая официальная русская печат­ная газета — «Ведомости».

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения явился указ 1724 г. об учреждении Акаде­мии наук (её открытие состоялось в 1725 г., уже после смерти императора).

При Петре I художественная культура заняла прочное место в духовной жизни. Она стала светской, более раз­нообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку государства. Однако в целом культура носила переходный характер, сохраняя черты прежней эпохи.

По обилию новых явлений в повседневной жизни на­селения первая четверть XVIII в. не имеет аналогов в оте­чественной истории.

Выводы. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление в ней светских начал и активное проникновение (и даже насаждение) западноевропейской культуры и образа жизни. Зарождалась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, наблюдался расцвет художественной культуры. Однако нововведения стали достоянием лишь высших слоёв на­селения. Основная часть народа воспринимала новые чер­ты жизни не более как чудачества самого царя и своих господ.

Культура Петровской эпохи носила переходный харак­тер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции па­триархальной Руси.

Предложения интернет-магазинов