СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

В 1680 году при дворе царя Фёдора Алексеевича возник план организации в Москве первого высшего учебного заведения наподобие западноевропей­ских университетов. По поручению царя его устав — «Академическая при­вилегия» написал выдающийся просветитель, наставник царских детей Си­меон Полоцкий. Новое учреждение должно было не только стать учебным

центром, но и ведать всей наукой в госу­дарстве, следить за книжной продукцией и при необходимости сжигать вредные книги на костре. Ему поручалось также подвер­гать испытанию в вере иностранцев, состо­ящих на русской службе, а всех хулящих православие или перешедших в другую веру приговаривать к сожжению на ко­стре. Осуществление столь важных функ­ций было возможно только при финансовой помощи государства, которое определило, что новое заведение должно содержаться за счёт сборов с восьми монастырей и одной дворцовой волости. Строительство здания для нового учебного заведения началось в Заиконоспасском монастыре, возглавляемом Симеоном Полоцким.

Первое русское высшее учебное заведе­ние, получившее название Славяно-греко-латинское училище (позднее — академия), должно было давать своим ученикам не только богословское, но и широкое общее образование. Предусматривалось также преподавание гражданского и церков­ного права. Значительное место учебная программа отводила изучению четы­рёх языков: славянского, греческого, латинского и польского. По замыслу её устроителей академия должна была быть открыта для всех сословий.

По рекомендации Иерусалимского патриарха Досифея для преподавания в училище в 1685 году в Москву прибыли учёные греки братья Иоанникий и Сафроний Лихуды, получившие образование в университетах Венеции и Падуи.

В 1687 году строительство каменного трёхэтажного здания для Славя­но-греко-латинской академии было закончено. Над воротами была помещена вывеска с нарисованной горящей свечой. В учебном заведении начались си­стематические занятия. Занятия велись на греческом и латинском языках под руководством братьев Лихудов, и всё обучение было рассчитано при­мерно на 15 лет. Обучение начиналось с подготовительного класса, который назывался «школой словенского книжного писания», где обучали русской грамоте. Затем ученики переходили в «школу греческого книжного писа­ния», где изучали славянскую и греческую грамматику и латынь. Успешно окончившие этот курс приступали к высшей ступени обучения, на которой преподавание шло только на греческом языке. Здесь изучали пиитику, ри­торику, логику, диалектику, богословие и физику. В академии применяли элементы взаимного обучения: старшие ученики обучали младших.

Лихуды сами составляли учебники по всем основным предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, например, в учебниках логики и физики они ориентировались на Аристотеля, который был тогда главным авторитетом в европейской науке.

Обучение велось очень успешно, но некоторым высшим цер­ковным иерархам показалось, что предпочтение отдаётся ла­тинскому языку. В 1693 году братья были отстранены от пре­подавания. Учителями в академии стали ученики Лихудов. Прекратилось изучение латинского языка. Уровень подготовки резко снизился, хотя в стране росла потребность в образован­ных людях.

Таким положением был очень обеспокоен Пётр I. Царским указом от 7 июня 1701 года академия была реорганизована, в ней снова стали преподавать латинский язык. Срок обучения был сокращён до 8 лет. Для неграмотных при академии открыли русскую школу, в которой готовили к поступ­лению в академию. Ученики русской школы получали по 2 деньги (1/2 копейки) в день, но их выдавали печё­ным хлебом.

Академия сыграла значительную роль в развитии оте­чественной культуры. В ней получили образование многие деятели, такие, как первый русский доктор медицины и философии П.В. Посников, писатель и дипломат А. Кан­темир, В.К. Тредиаковский и многие другие.

 

Предложения интернет-магазинов