Вулканы

■ Ознакомьтесь с источниками, ответьте на вопросы и выполните задания.

Источник 2

В современном мире насчитывается несколько тысяч вулканов, среди них есть давно потухшие и действую­щие вулканы. Самым печально известным среди них считается извержение вулкана Везувий, произошедшее в 79 г. Вулкан выбрасывал камни и пепел на высоту 30 километров, по его склонам неслась огненная лава, ко­торую опережало облако ядовитого раскаленного газа. Под потоками лавы был погребен древний город Помпеи вместе с его 16 000 жителями. Вот как описывает собы­тие Плиний Младший, ставший очевидцем этого при­родного явления:

«…падал пепел, и чем ближе они подъезжали, тем он становился гуще и горячее. Падали уже куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня кам­ни. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя и высоко поднялся огонь от пожаров» (Плиний Младший. Из писем к Корнелию Тациту, ав­густ 79 г.).

Спустя много столетий на месте древнего города Помпеи начались археологические раскопки. Из земли было извлечено огромное количество окаменелых ста­туй — жертв извержения. На том месте, где когда-то был сад, ученые нашли окаменелые останки людей, вме­сте пытавшихся спастись от потоков лавы.

Современные вулканы редко представляют опасность для людей благодаря оперативной работе сейсмических служб и вулканологов.

Вопросы и задания

  1. Составьте столбчатую диаграмму, отражающую динамику извер­жения и людские потери, ставшие результатом вулканической ак­тивности в разные годы XX в. (источник 1).
  2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Какие источники, поми­мо археологических, могут использоваться историками для рекон­струкции исторических событий? Почему исследователю важно сравнивать сведения из различных источников?
  3. Какие события изображены на картине К. Брюллова? Сравните описание извержения вулкана Плиния Младшего и живописца. Какими поэтическими и художественными приемами пользуются авторы для передачи собственного эмоционального впечатления?

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Диаграмма.
  2. Вещественные или материальные (архитектура, предметы быта), письменные, устные, произведения искусства. Могут быть указа­ны другие варианты.
  3. Извержение вулкана Везувий. Плиний Младший — вербальное описание, эмоциональная окраска лексики, эпитеты, например, «пепел стал горячее и гуще», К. Брюллов — передача эмоций по­средством художественных образов, мимики, жестов и поз изо­браженных фигур, цветовой гаммы.

Формируемые умения

/ работать с информацией, представленной в различной форме

/ переводить сложную по составу (многоаспектную) информа­цию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое

/ сравнивать и сопоставлять сведения из различных источников информации

/ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное источ­ником

Методический комментарий

Блок заданий может использоваться на уроках-практикумах, при обобщении и повторении материала курса на уроках географии (тема «Глобальные проблемы человечества: устойчивое развитие», 10-11 классы), на итоговых занятиях.

Задание к первой части — работа с инфографикой — целесооб­разно давать учащимся при формировании умения создавать, приме­нять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и по­знавательных задач.

Задание к тексту направлено на выявление умения находить ин­формацию, применять ее в заданном контексте, сравнивать и сопос­тавлять сведения из различных источников. Школьникам предлагает­ся самостоятельно прочитать текст. Учитель может предложить учащимся ответить на дополнительные вопросы:

  1. Какие события описываются в тексте (источник 2)?
  2. Как соотносятся сведения очевидца и археологические на­ходки?
  3. Что, по мнению автора, помогает избегать разрушительных последствий и людских потерь?

Полезно будет предложить учащимся обсуждение — возможно ли полностью избежать стихийных бедствий и негативного влияния со стороны природных явлений на человека («Человек во власти приро­ды — природа во власти человека»).

На заключительном этапе работы с блоком заданий учащиеся смогут сравнить сведения из источников 1-3, выявить общее и разли­чия в содержании, приемах и средствах описания вулкана.

Предложения интернет-магазинов