Зеленая планета

Ознакомьтесь с текстом и информацией, представленной графи­чески. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Источник 1

Наибольшее скопление мусора наблюдается в север­ной части Тихого океана. Это пятно на поверхности сформировалось из пластиковых бутылок, пакетов и других отходов антропогенного происхождения. Под воздействием света пластик, выброшенный в океан, рас­падается на мелкие частицы, сохраняя полимерную структуру и токсичность. Многие морские животные и птицы, принимая их за еду, включают в свой рацион та­кие отходы. Для борьбы с этой проблемой современные международные организации изучают возможности очистки океана с помощью специальных барьеров и пе­реработки океанического мусора.

Вопросы и задания

  1. Используя текст, объясните, почему наибольшее мусорное пятно находится в северной части Тихого океана. Каким образом «му­сорные» континенты и острова могут влиять на экосистему?
  2. Сформулируйте проблему, которую отражает информация, пред­ставленная в источнике 2.
  3. Закончите фразу, чтобы по смыслу она соответствовала информа­ции источника 2. Возможно перерабатывать более 70 % мусора, если …
  1. Используя имеющиеся знания, объясните, почему требуют специ­альной утилизации лампочки, аэрозоли, батарейки? Для изготов­ления каких товаров и изделий собирают пластиковые и стеклян­ные бутылки, текстиль, резину, макулатуру, металлолом, пищевые отходы?
  2. Проект «Зеленая планета». Возможно, вам встречались изделия из вторичного сырья. Что бы вы лично предложили для улучшения дизайна, развития и продвижения, позволяющего сделать такие экотовары более привлекательными? Какие еще шаги необходимо предпринять в вашем микрорайоне, городе или регионе, чтобы экология не ухудшалась и наблюдалась экономия воды и леса, нефти, энергии?

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Мусорное пятно в Тихом океане сформировано океаническими течениями, не позволяющими ему дрейфовать по всему океану. Плавучий мусор приводит к гибели морских организмов, загряз­нению океанических вод и окружающей среды, вреден для эколо­гии и человека.
  2. Проблема раздельного сбора мусора в целях улучшения экологии и вторичного использования отходов.
  3. Возможно перерабатывать более 70 % мусора, если разделять от­ходы на «этапе мусорного ведра».
  4. Использованные батарейки, стекло, лампочки, аэрозоли загрязня­ют окружающую среду без специальной утилизации, поэтому вредны для экологии и человека. Пищевые отходы возможно со­бирать для изготовления органических удобрений и биотоплива, на котором могут ездить экоавтобусы. Пластиковые бутылки и конфетные обертки — для производства пластиковой мебели и канцелярских товаров. Бумагу — для производства картонной упаковки и тары.
  5. Самостоятельная проектная деятельность.

Формируемые познавательные умения

/ переводить сложную по составу (многоаспектную) информа­цию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое

/ осуществлять синтез информации, полученной из разных ис­точников

/ сравнивать информацию из различных источников

/ формулировать проблему, вытекающую из представленной социальной информации

Методический комментарий

Блок заданий может использоваться при изучении экологической проблематики в курсе географии (тема «Глобальные проблемы чело­вечества», 10-11 классы), а также на уроках обществознания (тема «Глобальные проблемы современности», 10-11 классы). Задание со­стоит из нескольких частей и предполагает работу с текстом, инфо- графикой, выполнение индивидуального или коллективного проекта.

Первая часть задания направлена на формирование умения рабо­тать с текстом, выявление умения находить информацию, содержа­щуюся в тексте в явном виде. При выполнении этого задания школь­нику необходимо прочитать и осмыслить текст, дать характеристику его отдельных положений, сформулировать оценочные и прогности­ческие суждения.

Задание по работе с иллюстрацией, содержащей статистические сведения, проверяет умение старшеклассников осуществлять поиск социальной информации. Данный этап работы предполагает анализ данных источника 2 и работу с ними по трем аспектам, представлен­ным на инфографике:

  • способы обращения с отходами,
  • что производят из вторичных ресурсов,
  • интересные факты об использовании изделий из вторичного сырья, позволяющих беречь природные ресурсы.

Учащимся предлагается проанализировать предложенную инфор­мацию, сравнить различные варианты утилизации мусора и ответить на вопросы:

  1. Какие три способа утилизации отходов представлены в источ­нике 2?
  2. Чем различаются способы переработки и утилизации мусора?
  3. Какие из них наиболее дорогостоящие и трудоемкие?
  4. Какие способы наиболее опасны для человека и природы?

Целесообразно предложить старшеклассникам сопоставить сведе­ния из источника 1 и источника 2. Следует провести обсуждение ре­зультатов сравнения и выявить черты более безопасного пути утили­зации отходов с точки зрения экологической безопасности.

Задание 5 может стать основой выполнения проектной работы. Специфика проекта как методического средства в образовательном процессе довольно широка. Использование проектных заданий позво­ляет ввести в учебный процесс материалы, воздействующие на интел­лектуальную и эмоциональную сферу старшеклассника. Работа с ма­териалами в предложенном задании требует выразить личную позицию в решении актуальных проблем, содействует не только ин­теллектуальному развитию учащегося, но и становлению его граж­данской позиции.

Предложения интернет-магазинов