Историю рассказывает фотография

Изучая общество и его историю, ученые стремятся использовать визуальные (изобразительные) источники. Ценным источником социальной информации являются фотографии. Перед вами две фотографии государствен­ных деятелей СССР.

■ Рассмотрите изображения, ответьте на вопросы и выполните за­дания.

Вопросы и задания

  1. Как вы думаете, какая фотография (№ 1 или № 2) являлась исход­ным вариантом (первичным источником информации) и была впоследствии изменена? Обоснуйте свой выбор.
  2. Выскажите предположение: какие социальные явления (факты, процессы) могли привести к внесению подобных изменений в ис­точники?
  3. В чем ценность фотографий как источников информации об об­ществе?
  4. Можно ли безоговорочно доверять фотографиям как источникам социальной информации? Аргументируйте свое мнение.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Фотография № 1, так как на ней представлено большее число пер­сонажей. В обосновании может быть указано на «исчезновение» наркома внутренних дел Ежова, который в 1938 г. был арестован.
  2. Изменение политического режима, совершение преступления и пр.
  3. Фотографии фиксируют реальность при помощи технических средств, создают зрительный образ, позволяют представить объ­ект, место событий и пр.
  4. Нельзя. Первичный источник может быть изменен; фотограф фик­сирует те моменты действительности, которые его заинтересова­ли, не ставя перед собой задачу отразить явление в его полноте; возможно искажение пространства и пр.

Формируемые познавательные умения

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (объяснять с заданной точки зрения)
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины
  • наиболее вероятные причины
  • подтверждать вывод собственной аргументацией

Методический комментарий

Блок заданий может использоваться на уроках истории при изуче­нии раздела программы «Советский Союз в 1929-1941 гг.», общест- вознания (раздел «Политика», тема «Политический режим»), литера­туры (в частности, произведения Д. Оруэлла «1984»).

Задания могут служить средством мотивации изучения темы; ис­пользоваться для отработки умения работать с источниками социаль­ной информации, а также активизации познавательной деятельности при изучении учебного материала.

Предложения интернет-магазинов