История России — точки излома

■ Прочитайте приведенные ниже тексты, ответьте на вопросы и вы­полните задания.

Источник 1

Ранним декабрьским утром 1825 г. на Сенатскую площадь Петербурга начали выходить части гвардей­ских полков. Их вели молодые офицеры, решившиеся на попытку военного переворота. Они призывали солдат поддержать «законного императора» Константина Пав­ловича.

Источник 2

1 марта 1881 г., отправляясь на развод войск, Алек­сандр II неожиданно изменил маршрут и не поехал по Малой Садовой улице, где народовольцы сделали мини­рованный подкоп. Однако на обратном пути во дворец на набережной Екатерининского канала царя подстерегли металыцики-бомбисты. Первая бомба, брошенная Н.И. Рысаковым, искорежила экипаж царя, вторая — И.И. Гриневицкого — оборвала его жизнь.

Вопросы и задания

  1. Что общего и каковы особенности каждой из приведенных выше ситуаций? Обоснуйте ответ, опираясь на текст источников.
  2. Какой путь общественного переустройства был предложен 14 де­кабря 1825 г. и 1 марта 1881 г.? Приведите соответствующие по­ложения текста, подтверждающие ваш ответ.
  3. Рассмотрите изображения и соотнесите их с изложенными выше ситуациями.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Общее — это были акты гражданского неповиновения.

Особенное — первая ситуация отражала попытку военного пере­ворота, вторая ситуация — вооруженный мятеж.

  1. В том и другом случае был предложен насильственный путь об­щественного переустройства.

Могут быть приведены следующие положения текста:

  • офицеры призывали солдат поддержать «законного императо­ра» Константина Павловича;
  • первая бомба, брошенная Н.И. Рысаковым, искорежила эки­паж царя, вторая — И.И. Гриневицкого — оборвала его жизнь.
  1. Текст 1 — Б; Г; Д.

Текст 2 — А; В.

Формируемые познавательные умения

У строить рассуждения на основе сравнения предметов и явле­ний, выделяя при этом общие признаки

  • находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности
  • устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте событий, явлений, процессов
  • соотносить визуальную и текстовую информацию

Методический комментарий

Данный блок заданий может быть использован в курсе истории России при изучении тем «Движение декабристов», «Общественное движение в России в 1860-1880-е годы» в 9 классе. Задания можно также использовать в 10-11 классах при повторении курса истории, на факультативных занятиях и др. Этот блок заданий может служить средством мотивации изучения указанных выше тем. Учитель может также предложить данный блок заданий в качестве домашней работы с последующим обсуждением на уроке в форме дискуссии, круглого стола и др. В качестве одного из вариантов могут быть использованы отдельные задания блока.

Предложения интернет-магазинов