Какой информации можно доверять?

■ На сайте одного из ведущих информационных агентств России появилась интерактивная таблица, позволяющая сравнить покупа­тельную способность жителей СССР и современной России. Под таблицей было данное примечание, что сведения взяты из откры­тых источников.

У одного въедливого интернет-пользователя — исто­рика по образованию — возник ряд вопросов. Помогите ему с ответами.

Вопросы и задания

  1. Используя информацию, данную в таблице, ответьте, дает ли она возможность проводить корректное сравнение? Свой ответ аргу­ментируйте.
  2. Какие параметры таблицы необходимо проверить, чтобы прово­димое сравнение было не только корректным, но и достоверным с исторической точки зрения? Дайте развернутый ответ.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Нет, информация не дает возможности проводить корректное сравнение, так как в качестве показателя даны некие «батоны хле­ба», но не сказано, какого хлеба (черного или белого) и какой це­новой категории.
  2. Чтобы сравнение было достоверным с исторической точки зрения, необходимо проверить показатели «средней зарплаты» и цены на ту или иную продукцию.

Формируемые познавательные умения

  • критически оценивать содержание текста
  • выделять признак двух или нескольких предметов или явле­ний и объяснять их сходство
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать и обобщать факты и явления
  • делать вывод на основе критического анализа

Методический комментарий

Блок заданий может быть использован:

  • в курсе обществознания — при изучении раздела «Экономи­ческая жизнь общества»
  • в курсе истории — при изучении проблематики, связанной с социально-экономическим развитием России в конце XX — начале XXI в.

По усмотрению учителя блок заданий можно предложить уча­щимся для групповой работы: класс делится на несколько групп, каж­дая группа должна выполнить задания 1-2 и затем сообщить о полу­ченных результатах участникам других групп. Результаты выполнения учащимися заданий могут стать предметом коллективно­го обсуждения, а также более широкого обсуждения проблемы досто­верности информации в современную информационную эпоху. Про­цесс обсуждения может быть использован педагогом не только для анализа допущенных ошибок и выделения позитивных моментов групповой работы, но и для того, чтобы обратить внимание школьни­ков на необходимость критического отношения к получаемой инфор­мации, на важность корректности при проведении операции сравне­ния, на обязательность использования проверенных, достоверных сведений при аргументации той или иной точки зрения.

 

Предложения интернет-магазинов