Какой он — российский читатель?

■ При подготовке к дискуссии о роли чтения в современном обще­стве вы нашли в Интернете инфографику «Портрет современного читателя». Изучите рисунок и ответьте на вопросы.

Вопросы и задания

  1. Вы не можете в данный момент переслать рисунок товарищу. Опишите обобщенно, что изображено на рисунке.
  2. Как вы считаете, достоверна ли информация на рисунке, можно ли ей доверять? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Из описания должна быть понятна тема рисунка (например, ука­зано его название или переформулировано другими словами). В описании должны быть указаны элементы рисунка: распределение читателей по полу, возрасту, содержанию литературы и т.п., но не полностью переписана вся информация, заложенная в рисунке.
  2. Предполагается ответ о недостоверности информации. Возмож­ные аргументы: не может быть распределение читателей (100%) по полу — 77% женщин и 73% мужчин (если это 77% и 73% не от количества читателей, а от общей численности женщин или муж­чин, то название «пол читателей» неверное); аналогичными могут быть рассуждения о возрасте читателей, о распределении чтения разных печатных изданий и т.п.

Формируемые познавательные умения

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информа­цию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое
  • обобщать информацию
  • критически оценивать информацию и формы ее представле­ния

Методический комментарий

Задание может использоваться на уроках обществознания при изучении тем «Современное общество», «Духовная культура».

В настоящее время при доступности разнообразной информации важной задачей является формирование критического отношения к любой информации. Задание целесообразно использовать для органи­зации обсуждения вопроса о необходимости оценивания достоверно­сти информации. Учащиеся могут поделиться своим опытом поиска информации в Интернете, известными им приемами, помогающими отличить достоверную информацию от недостоверной.

Учитель может предложить к обсуждению методы получения ин­формации, представленной на рисунке, и нацелить учащихся на раз­мышление не только о том, какие методы социологических исследо­ваний могут применяться для получения данных, но и о применении информации. Можно предложить учащимся составить анкету, с по­мощью которой могли быть получены данные, отраженные на рисун­ке, а также обсудить вопросы о том, что формы представления ин­формации должны соответствовать ее содержанию.

Задание можно использовать и как диагностическое. На примере материала, не связанного с применением знаний по предметам, учи­тель проверит сформированность умений извлекать информацию из рисунка, анализировать и интерпретировать ее. Для этого задание да­ется учащимся без обсуждения, результаты выполнения могут диф­ференцировать степень сформированности указанных умений, вы­явить проблемы, скорректировать образовательный процесс.

Предложения интернет-магазинов