Как могут повлиять киберигры на молодежь?

■ Ознакомьтесь с текстом и диаграммой, ответьте на вопросы и вы­полните задания.

Источник 1

Реалиями информационного общества стали компь­ютерные игры. Взаимодействие в условиях компьютер­ной игры стало средством развития новых социальных установок молодежи: от духовно-нравственных к рыночно-коммерческим.

В процессе коммуникации складываются специфи­ческие межличностные отношения и поведенческие нормы. Ученые считают, что вскоре киберигры станут фактором, который будет формировать социальную дей­ствительность и гражданскую мораль.

Не последняя роль (как положительная, так и отри­цательная) в этом процессе принадлежит киберспортив- ному комментатору (КСК). В отличие от телевизионных комментаторов он, используя чат и стрим, имеет больше возможностей воздействовать на молодежь, увлекаю­щуюся киберспортом: транслировать социально значи­мые ценности или вызывать агрессию и т.п. Опрос сту­дентов одного московского вуза подтвердил это (см. диаграмму).

Вопросы и задания

  1. Используя текст и диаграмму, сформулируйте и запишите тезис, отражающий особую роль киберспортивных комментаторов.
  2. Найдите в тексте и запишите тезисы о последствиях увлечения молодежи компьютерными играми и развития киберспорта.
  3. Известно, что юношескому возрасту свойственно желание при­надлежать к какой-либо общности сверстников, нередко это вир­туальное сообщество. Подготовьте сообщение для пользователей социальной сети, пометив его хэштегом (#) из нескольких слов, чтобы найти своих единомышленников.
  4. Представьте, что вас пригласили к участию в дискуссии «Интер­нет-сообщества: за и против». Приготовьтесь изложить свою по­зицию в зависимости от того, как пойдет дискуссия:
  • от тезиса к выводам,
  • от тезисов через объяснение, рассуждение, уточнение к выво­дам.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Киберспортивный комментатор имеет больше возможностей воз­действовать на молодежь, чем телевизионный комментатор.
  2. Последствия увлечений компьютерными играми и развития ки- берспорта:
    • изменение социальных установок молодежи,
    • возникновение особых межличностных отношений.
  3. Сообщение может содержать информацию о дисциплине того или иного киберсостязания. Например: «Сегодня последняя игра лиги чемпионов Counter Strike. Присоединяйтесь к трансляции!» Хэш- тег ЯлюбителиСоиЩегБПчке.
  4. Учащиеся могут высказаться положительно/отрицательно относи­тельно интернет-сообщества и сделать обобщающие суждения. Например: «Интернет-сообщество — это информационная среда и площадка для проведения досуга, поиска друзей, общения с еди­номышленниками. В век глобальной информатизации это естест­венный ход развития общества».

Формируемые познавательные умения

  • находить в тексте требуемую информацию, строить доказа­тельство
  • строить рассуждение, обосновывать свою позицию
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в кон­тексте решаемой задачи
  • использовать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах
  • различать причины и следствия социальных событий, процес­сов, явлений

Методический комментарий

Блок заданий рекомендуем использовать на уроках обществознания в 11 классе при изучении темы «Молодежь в современном обще­стве».

  1. Задания могут выступить в качестве дидактического средства для создания проблемной ситуации при введении в тему: «Каковы устремления и интересы молодежи? Молодежная субкультура — со­общество молодых — как может формироваться и проявляться? В чем особенность молодежных субкультур?»
  2. При подготовке к выполнению последнего задания целесооб­разно использовать представленную ниже схему. Задание предусмат­ривает использование различных способов организации учебно- познавательного процесса обучающихся: либо краткое формулирова­ние ответа, либо развернутое суждение. Именно для этих целей пред­ложена схема, которая выступает ориентировочной основой действий обучающихся, в зависимости от того, каким путем планируется дос­тижение цели «сделать обобщение». Учитель может использовать схему как раздаточный материал с целью обучения конструктивному общению, отстаиванию своей позиции, инициативному поведению, самостоятельной организации сотрудничества и пр.
  3. Учитель может использовать схему с целью контроля умения строить рассуждение, обосновывать свою позицию. В этом случае схема может быть предложена обучающимся на любом этапе дискус­сии, когда они применяют ее в своих ответах без предварительной подготовки. Возможен вариант, когда необходимо подготовиться к дискуссии заранее, предположить разные стратегии развертывания ситуации и поведения собеседников. При этом схема может содер­жать дополнительные функции, например, «доказательство».
  4. Блок заданий учитель может использовать в качестве итогового задания на одном из уроков темы «Молодежь в современном общест­ве», организуя команды обучающихся для дискуссии. Результаты об­суждения могут быть использованы для иллюстрации практических выводов дискуссии: «Принимая решения, взвешивайте все «за» и «против», «Не позволяйте вовлекать себя в антисоциальные группи­ровки и виртуальные сообщества», а также для более широкого про­блемного обсуждения позитивных и негативных сторон влияния ки- беригр на молодежь.

Примечание

Хештег/хэштег (метка) или хэш-тег (англ. hashtag от hash — знак «решетка» + tag — метка) — тип пометки или тега, используемый в микроблогах и социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию.

Предложения интернет-магазинов