Как формируется политическая элита?

■ Ознакомьтесь с источниками, выполните задания и ответьте на вопросы.

Источник 1

«Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или кон­кретной ситуации, при которой представители широких социальных слоев начинают принимать определенное участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою сре­ду представителей массы».

(А.Л. Соловьев)

Источник 2

Социологическая служба проводила опрос о том, что необходимо человеку для того, чтобы войти в политиче­скую элиту (можно было выбрать три ответа). Результа­ты опроса (в % от числа отвечавших) приведены на диа­грамме.

Вопросы и задания

  1. Какую проблему поднимает автор высказывания?
  2. Для конкретизации какого положения источника 1 может быть использована информация из источника 2?
  3. Сделайте вывод о результатах опроса. Выскажите свои предполо­жения о причинах таких результатов.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Проблему рекрутирования политических элит.
  2. В источнике 2 речь идет о том, как респонденты представляют се­бе источники/условия «допуска» представителей широких соци­альных слоев в среду политической элиты.
  3. % опрошенных считают, что деньги помогут человеку войти в по­литическую элиту, более половины опрошенных отметили, что связи во властных структурах.

Формируемые познавательные умения

  • классифицировать и обобщать факты
  • строить рассуждение от частных явлений к общим закономер­ностям
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в кон­тексте решаемой задачи
  • находить в тексте требуемую информацию
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст
  • устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте событий, явлений, процессов
  • соотносить информацию, представленную в различных знако­вых системах

Методический комментарий

Блок заданий может быть использован:

в 11 классе в курсе обществознания — при изучении темы «Поли­тическая элита и политическое лидерство»;

в 10-11 классах в курсе истории при изучении проблематики, свя­занной с политической жизнью России и мира в конце XX — начале XXI в.

Блок заданий целесообразно использовать на уроке и в качестве основы для организованной дискуссии на тему «Как войти в полити­ческую элиту?».

По усмотрению учителя задания можно предложить учащимся как для индивидуальной работы, так и для работы в группах. Полученные в ходе индивидуально-групповой работы результаты могут быть представлены на коллективное обсуждение в классе.

Рекомендуем в качестве одного из вариантов использовать зада­ния как источник информации о рекрутировании политической эли­ты. На наш взгляд, это будет способствовать познавательной активно­сти обучающихся на уроке, познакомит их с существующими точками зрения, предоставит возможность высказать и обосновать собствен­ное мнение.

Предложения интернет-магазинов