«Коко» и другие

■ Ознакомьтесь с источниками. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Источник 1

Сегодня многие наслышаны о говорящих животных: слонах, попугаях, воронах, собаках и обезьянах. Осо­бенно прославилась горилла Коко, освоившая, как ут­верждают, более 1000 слов на языке жестов. Коко (со­кращенное от Ханабико), с которой работала по программе «говорящая обезьяна» сотрудница Стенфорд- ского университета Франсин Петтерсон, родилась в Сан- Франциско в 1971 г. Коко, как считает Петтерсон, умеет шутить, например, однажды она похвалила себя, назвав «хорошей птичкой», но пояснила, что не умеет летать. Вы видите на фото, как она обнимает маленького котен­ка, которого приютила в своем жилище, заботилась о нем и опекала. Проект доказывает, по мнению исследо­вателя Ф. Петтерсон, что у животных есть высокие спо­собности к обучению и некоторые из них одарены особо.

(По материалам Википедии)

Источник 2

Американский исследователь Гарнер, изучавший звуки, которыми обезьяны выражают свои чувства и желания, признал, что эти животные не ведут связного разговора, их речь ограничивается единичными звуками или выкриками. Это подтверждено и другими исследо­ваниями. Так, Ревес отметил, что обезьяны не могут спрашивать и отвечать. Французский ученый Бутан изучал «язык» гиббонов. Одно животное он держал в не­воле и охранял от звуковых влияний сородичей. Но крики этой обезьяны были такими же, как крики дру­гих особей этой породы. Вместе с тем, по мнению неко­торых исследователей, у человекообразных обезьян как наиболее развитых животных есть данные для того, что­бы при переходе к труду, к постепенному использованию и изготовлению орудий они заговорили.

Источник 3

Известны случаи так называемых «детей Маугли», которые в силу различных обстоятельств выросли вне речевой среды, вне речевого общения. Когда детей нахо­дили, у них не было речи, и, более того, полноценной ре­чью эти дети так и не смогли овладеть даже после воз­вращения к людям, несмотря на усилия специалистов.

Речь неразрывно связана с мышлением. Дети любят выдумывать новые слова. А «выдумывать» — это функ­ция именно мышления, направленная на формирование новых знаний.

(По материалам кн. Психология. А-Я.)

Вопросы и задания

  1. Какой теме посвящены приведенные в задании материалы? По­пробуйте на основе темы сформулировать поднимаемую в источ­никах проблему.
  2. Объясните, почему применительно к животным слово «речь» бе­рется в кавычки. Используя источники, укажите не менее двух от­личий речи человека и «речи» животных.
  3. Найдите в одном из приведенных текстов положение-гипотезу. Разделяете ли вы это предположение? Обоснуйте свой вывод, ис­пользуя материал источников и ранее полученные данные.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Возможная формулировка темы: «Речь человека и «речь» живот­ных»; возможная формулировка проблемы: «Способны ли живот­ные овладеть речью?»
  2. Звукоизвлечение у животных основано на генетической програм­ме, и обучить ему нельзя. Человека, напротив, обучают речи, хотя все физиологические предпосылки для речевой функции у него есть с рождения. Пропуск наиболее важного периода обучения (до 5 лет) приводит к тому, что овладеть речью человек уже не смо­жет. Человек, в отличие от животного, владеет понятийным мыш­лением и наполняет каждое слово смыслом.
  3. Предположением является мнение некоторых исследователей, что человекообразные обезьяны могут при определенных условиях овладеть речью.

Формируемые познавательные умения

/     различать тему и проблему

/     извлекать из источников нужную информацию

/     осуществлять синтез информации из ряда источников

/     осуществлять сравнение по нескольким признакам

/     выявлять в тексте суждения различных видов

/ делать вывод на основе критического анализа различных то­чек зрения

Методический комментарий

Блок заданий может использоваться на уроках обществознания при изучении темы «Единство природного и социального в человеке» («Биосоциальная сущность человека»).

Задания могут выполняться на разных этапах урока в зависимости от реализуемой образовательной функции: способствовать мотивации изучения темы, служить основой при рассмотрении вопроса о роли социальных факторов в развитии личности и т.п. Блок заданий позво­ляет учащимся не только работать с текстом, но и делать самостоя­тельные выводы, аргументируя и доказывая свою позицию. Он может активно использоваться во внеклассной работе, а также при организа­ции исследовательской и проектной деятельности.

 

Предложения интернет-магазинов