Может ли мир существовать без войн?

■ Проанализируйте приведенные примеры межгосударственных конфликтов, выполните задания и ответьте на вопросы.

Ситуация 1

Политика «умиротворения» агрессоров — это поли­тика Великобритании и Франции накануне Второй ми­ровой войны, направленная на то, чтобы урегулировать отношения с Германией, откупиться от ее требований за чужой счет и направить ее экспансию исключительно на Восток. Политика постоянных уступок домогательствам нацистской Германии и ее союзников сделала невоз­можным создание единого фронта демократических го­сударств, что и привело к Второй мировой войне. Поли­тика «умиротворения» привела к тому, что А. Гитлер беспрепятственно «рвал на куски» Версальский договор, Тбеспрепятственно совершил «аншлюс» Австрии, при­соединение Чехословакии и приготовился к войне.

Ситуация 2

В 1938 г. Англия и Франция в рамках проводимой ими политики «умиротворения» агрессора рекомендо­вали правительству Чехословакии удовлетворить требо­вания Германии о передаче ей Судетской области со смешанным немецко-чешским населением. На конфе­ренции четырех держав в Мюнхене этот вопрос был ре­шен без участия Чехословакии. Мюнхенские соглаше­ния открыли Гитлеру путь к аннексии Чехословакии. 15 марта немецкие войска оккупировали Чехию. Мюнхен показал, что Англия и Франция не намерены считаться с СССР[1].

Ситуация 3

Договор о ненападении между Германией и Совет­ским Союзом (также известен как пакт Молотова — Риббентропа) — межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. Со стороны СССР договор подписал нарком по иностранным делам В. М. Молотов, со стороны Германии — министр иностранных дел И. фон Риббентроп.

Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в слу­чае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения так­же отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой сто­роны». Предусматривался взаимный обмен информаци­ей о вопросах, затрагивающих интересы сторон. К дого­вору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического пере­устройства». Протокол предусматривал включение Лат­вии, Эстонии, Финляндии, Восточной Польши и Бесса­рабии в сферу интересов СССР[2].

Ситуация 4

Карибский кризис. В 1962 году произошел Кариб­ский кризис. Весь мир стоял на краю пропасти — и это не преувеличение. «Холодная война», тянувшаяся меж­ду СССР и США уже почти двадцать лет, могла перерас­ти в ядерный конфликт. Советский Союз тайно перепра­вил на территорию Кубы свои ракеты, и, конечно, Америка расценила такой шаг как открытую угрозу. Узнав о присутствии на Кубе советских ядерных сил, руководство США решило установить вокруг Кубы во­енно-морскую блокаду.

В результате стороны договорились о следующем: СССР выводит свои силы с Кубы; США убирают ракеты из Турции и оставляют попытки вторгнуться на Кубу.

Итоги и последствия. Карибский кризис, чуть не ставший причиной третьей мировой войны, продемонст­рировал всю опасность ядерного оружия и недопусти­мость использования его в дипломатических перегово­рах. В 1962 году США и СССР договорились прекратить ядерные испытания в воздухе, под водой и в космосе, и «холодная война» пошла на спад[3].

Вопросы и задания

  1. Сравните приведенные выше ситуации и оцените каждую из них с позиции оптимального разрешения политических конфликтов для каждой из сторон.
  2. Постройте прогноз развития событий для каждой из ситуаций при альтернативном решении вопроса.
  3. Обоснуйте, какое из принятых решений было оптимальным для существования мира без войны с точки зрения последующего раз­вития событий.
  4. Какие другие примеры разрешения конфликтных ситуаций вы могли бы привести?

5*. Используя приведенные выше тексты, знания из курсов истории, обществознания, а также дополнительную литературу, в том чис­ле интернет-ресурсы, самостоятельно составьте задания по дан­ной проблематике в следующих форматах:

  • задание на аргументацию;
  • задание с использованием источников;
  • контрольные задания.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Может быть указано, что: первая и вторая ситуации означали ус­тупки агрессорам и фактически привели к возникновению миро­вой войны.

Третья ситуация может быть оценена двояко. Советско- германский пакт о ненападении, с одной стороны, давал возмож­ность отсрочки военного столкновения сторон, с другой — это было фактическое разделение сфер влияния между СССР и Гер­манией в Восточной Европе, что способствовало началу Второй мировой войны.

Учащиеся могут указать на оптимальное разрешение конфликта событий, изложенных в четвертой ситуации,— Карибского кри­зиса.

  1. Как было указано выше, оптимальным для существования мира без войны была ситуация разрешения Карибского кризиса, когда стороны сумели договориться и избежать ядерного столкновения.

Формируемые познавательные умения

  • извлекать из текста необходимую информацию, данную в яв­ном и неявном виде
  • интерпретировать информацию, данную в тексте
  • актуализировать необходимые знания из смежных курсов и осуществлять синтез этих знаний
  • предоставлять ценностные суждения или свою позицию по обсуждаемой проблеме, а также ее аргументировать (пояснять или комментировать)
  • связывать информацию текста с другими внетекстовыми ис­точниками информации

Методический комментарий

Блок заданий может быть использован в 9-11 классах на уроках истории при изучении соответствующих тем, отдельные задания — в курсе обществознания.

Задания построены на предметном содержании, но предполагают способы деятельности, которые носят метапредметный характер. Метапредметный характер заданий выражается в обращении к ин­формации, которая может быть проанализирована и интерпретирова­на с применением познавательных и логических умений.

Компоненты задания нацеливают учащихся на постановку и само­стоятельный выбор способов решения проблемы поискового характе­ра. Задания рассчитаны на весь урок, ряд заданий, по усмотрению учителя, можно предложить в качестве домашней работы. Проблема­тика заданий и их объем дают возможность их использования в каче­стве урока-дискуссии, круглого стола и др. Они могут быть использо­ваны на разных этапах урока при организации индивидуальной или групповой деятельности, а также организации дискуссии с обсужде­нием названных выше ситуаций.


[1] См.: Накануне, 1931-1939. Как мир был ввергнут в войну: краткая история в документах, воспоминаниях и комментариях: [Сборник/Сост. Н.Н. Яковлев и др.]. М.: Политиздат, 1991.

[2] См.: Дюков АР. «Пакт Молотова — Риббентропа» в вопросах и от­ветах. М.: Фонд «Историческая память», 2009.

[3]  См.: Фурсеико А., Иафтали Т. Безумный риск. Секретная история Кубинского ракетного кризиса 1962 г. М.: Российская политическая эн­циклопедия, 2006; Кокоишн А.А. Размышления о Карибском кризисе в контексте проблемы стратегической стабильности. М.: Ленанд, 2012. Задание высокого уровня сложности (профильный уровень).

Предложения интернет-магазинов